Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Сказки народов России. «Падчерица» (5 класс)
Цели: - выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки; - формирование навыков художественного пересказа, чтение по ролям, работа с иллюстрациями; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия «духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе и падчерице.
Подумай и ответь… - Как относится мачеха к падчерице?
Выразительное чтение фрагмента от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».
Подумай и ответь… - О чем нам говорит имя героини? Каков ее характер? - Каков характер дочери мачехи? - Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе?
Выразительное чтение фрагмента от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».
Подумай и ответь… - Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как? - За что старушка наградила Гульбику? - За что наказана мачеха и её дочка?
Выразительное чтение фрагмента от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…» до конца сказки.
Подумай и ответь… - Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи? - К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ объясните и докажите примерами. - Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения.
Бродячие сюжеты 1. Героические - повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей. 2. Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, скатерти- самобранке. 3. Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке (это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).
Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942)
Репродукция картины И.Я.Билибина «Морозко»
Отличия народной и литературной сказок Народная сказкаЛитературная сказка (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович») Автор Народ Название Название чаще не отражает отношение народа к событиям и героям Основа Жизнь народа Характеры героев Характеры схематичны Герои – яркие индивидуальности В.Ф.Одоевский В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович За основу берётся народная сказка
Самостоятельная работа СловоОпределение 1. ТеремА) Самобраная 2. БолотоБ) Дубовый 3. СтолВ) Высокий 4. СкатертьГ) Топкое 5. ЗвериД) Дремучий 6. МореЕ) Рыскучие 7. СолнцеЖ) Красное 8. МорозЗ) Синее 9. ЛесИ) Лютый 1 задание Соедините каждое из приведённых слов с подходящим определением:
Самостоятельная работа 2 задание Вместо точек вставьте сравнения: 1. Конь летит, как…А) Тесто на опаре 2. Царевич растет быстро, словно… Б) Снег 3. Лицо белое, как…В) Небо 4. Щеки румяные, как…Г) Заря алая 5. Глаза голубые, как…Д) Ветер 6. Поднял царевич меч, словно…Е) Пушинка
Самостоятельная работа 3 задание Вместо точек вставьте пропущенные гиперболы: 1. «Спал он непробудным сном…» А) «Десять человек поднять не могли» 2. «Сделай, кузнец, нам такие сабли, чтоб..» Б) «Все двенадцать» 3. «Как набрал Кащей свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу…порвал». В) «Полгода и один день»
Домашнее задание Стр. 54 – 61 – прочитать. Индивидуальное задание: 1. Сообщение о первой печатной книге и создателях славянской азбуки. 2. Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив». 3. Сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве». 4. Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».