« Я преклоняюсь перед мощью этого человека. Вот почему каждый свой день я начинаю с его произведений, они меня вдохновляют…» (Л.Н.Толстой о Л.Бетховене)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное и поэтическое оружие. Л.Н.Толстой
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ОКСЮМОРОН БЕССОЮЗИЕ ГРАДАЦИЯ ИНВЕРСИЯ Анафора Эпифора Синтаксический параллелизм Многосоюзие Риторический вопрос Риторическое восклицание Рефрен Лексический повтор Эллипсис ?
КОГДА Я РАЗМЫШЛЯЮ О ГЕРОИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, КОГДА Я ДУМАЮ О ЕГО НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЧИСТОТЕ, НЕ ТОЙ ЧИСТОТЕ, КОТОРАЯ ПРИКРЫВАЕТ ОДНООБРАЗИЕ И ДУШЕВНУЮ ПУСТОТУ, А О ТОЙ ИСТИННОЙ ЧИСТОТЕ, КОТОРАЯ РАСКРЫВАЕТ МНОГООБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ СОЗДАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ СТИЛЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ, ТОГДА Я ПРЕИСПОЛНЯЮСЬ ГОРДОСТЬЮ ЗА ТО, ЧТО Я В МЕРУ СВОИХ СИЛ ВСЮ ЖИЗНЬ СЛУЖУ ЭТОМУ НЕОБЫКНОВЕННОМУ ЯЗЫКУ. Л.Н.ТОЛСТОЙ
Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
ЦЕЛИ УРОКА: Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий.
Период - сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и ясности цели.
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий. Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и ясности цели. Период - сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и ясности цели.
ПЛАН ОСНОВНЫХ ЧЕРТ ПЕРИОДА Сложная синтаксическая конструкция Стилистическая фигура, основные черты которой: экспрессивность; гармоничность; ритмичность и упорядочность частей; полнота и завершенность содержания; ясность цели
состав сложной синтаксической конструкции художественно- изобразительная роль периода модель
КНЯЗЬ АНДРЕЙ ЛЮБИЛ ТАНЦЕВАТЬ И, ЖЕЛАЯ ПОСКОРЕЕ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ И УМНЫХ РАЗГОВОРОВ, С КОТОРЫМИ ВСЕ ОБРАЩАЛИСЬ К НЕМУ, И, ЖЕЛАЯ ПОСКОРЕЕ РАЗОРВАТЬ ЭТОТ ДОСАДНЫЙ ЕМУ КРУГ СМУЩЕНИЯ ОТ ПРИСУТСТВИЯ ГОСУДАРЯ, ПОШЕЛ ТАНЦЕВАТЬ И ВЫБРАЛ НАТАШУ, ПОТОМУ ЧТО НА НЕЕ УКАЗАЛ ПЬЕР И ПОТОМУ, ЧТО ОНА ПЕРВАЯ ИЗ ХОРОШЕНЬКИХ ЖЕНЩИН ПОПАЛА ЕМУ НА ГЛАЗА, НО ЕДВА ОН ОБНЯЛ ЭТОТ ТОНКИЙ, ПОДВИЖНЫЙ, ТРЕПЕЩУЩИЙ СТАН И ОНА ЗАШЕВЕЛИЛАСЬ ТАК БЛИЗКО ОТ НЕГО, ВИНО ЕЕ ПРЕЛЕСТИ УДАРИЛО ЕМУ В ГОЛОВУ: ОН ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОЖИВШИМ И ПОМОЛОДЕВШИМ, КОГДА, ПЕРЕВЕДЯ ДЫХАНИЕ И ОСТАВИВ ЕЕ, ОСТАНОВИЛСЯ И СТАЛ ГЛЯДЕТЬ НА ТАНЦУЮЩИХ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Которые участвовали в прежних сражениях; Стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения; Та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии; Не только Наполеон, но и все генералы и солдаты французской армии; Где после вдесятеро меньших усилий противник бежал; Потому что победа нравственная; Который, потеряв половину войска; Была одержана русскими под Бородиным; Испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом.
Не только Наполеон, но и все генералы и солдаты французской армии, которые участвовали в прежних сражениях, где после вдесятеро меньших усилий противник бежал, испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения, потому что победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным.
КАК КРАСНЫЙ ЦВЕТ НЕБЕС, КОТОРЫЕ НЕ КРАСНЫ, КАК РАЗНОГЛАСЬЕ ВОЛН, ЧТО МЕЖ СОБОЙ СОГЛАСНЫ, КАК СНЫ, ВОЗНИКШИЕ В ПРОЗРАЧНОМ СВЕТЕ ДНЯ, КАК ТЕНИ ДЫМНЫЕ ВКРУГ ЯРКОГО ОГНЯ, КАК ОТСВЕТ РАКОВИН, В КОТОРЫХ ЖЕМЧУГ ДЫШИТ, КАК ЗВУК, ЧТО В СЛУХ ИДЕТ, НО САМ СЕБЯ НЕ СЛЫШИТ, КАК НА ПОВЕРХНОСТИ ПОТОКА БЕЛИЗНА, КАК ЛОТОС В ВОЗДУХЕ, РАСТУЩИЙ ОТО ДНА, - ТАК ЖИЗНЬ С ВОСТОРГАМИ И БЛЕСКОМ ЗАБЛУЖДЕНЬЯ ЕСТЬ СНОВИДЕНИЕ ИНОГО СНОВИДЕНИЯ. К.Д.БАЛЬМОНТ
Тема урокаЦели урока Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Обязательное для всех: В одном из периодов, анализируемых на уроке, выявить все средства художественной изобразительности и раскрыть их роль. 2. Творческое на выбор: Подобрать из романа «Война и мир» период, составить и полностью раскрыть модель. Написать сочинение-миниатюру «Период как сложная синтаксическая конструкция и стилистическая фигура».
Всем СПАСИБО за урок!