Учитель-дефектолог: Барабанова Марина Николаевна ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ИРИДА»
- это наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 2000 лет и используется во всём мире. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).
Каждое полушарие головного мозга имеет свою функциональную специализацию: правое –гуманитарное, образное, левое - математическое, знаковое.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется, регулирующая и координирующая роль нервной системы.
развитие межполушарной специализации развитие межполушарного взаимодействия синхронизация работы полушарийразвитие способностейразвитие памяти, внимания, речиразвитие мышления
Упражнения проводятся в начале занятия за столом Упражнения- разминка Упражнения проводятся в середине занятия на ковре Упражнения- физкульминутка Продолжительность занятий 5-10 мин. Все упражнения педагог выполняет вместе с ребенком, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
«Кулак -ладонь»- попеременное сжатие и разжатие кулака и ладони «Вот ладошка, вот - кулак! Всё быстрее делай так»
«Оладушки» - одновременная смена позиций ладоней вверх-вниз. «Мы играли в ладушки – Жарили оладушки. Так пожарим, повернём И опять играть начнём»
«Колечки» - поочерёдное соединение пальцев рук в кольцо с большим пальцем. «Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Кулак – ребро – ладонь » - последовательная смена положения руки: кулак, ребро, ладонь « Лягушка хочет в пруд. Лягушке скучно тут!»
«Шёл медведь к своей берлоге, Да споткнулся на пороге» «Лезгинка»- попеременная смена положения рук: к левой руке, сжатой в кулак и отведенным большим пальцем в сторону, прикасается правая прямая ладонь.
«Ухо-нос» -правой рукой дотронуться до кончика носа, а левой - до правого уха. Хлопнуть в ладоши, поменять положение рук
«Восьмёрки». Рисуем в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные восьмёрки или другие фигуры.
«Зарядка». Выполнение перекрёстных координированных движений одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем поменять положение рук и ног.
при поражении двигательных систем дети испытывают трудности переключения с одного вида движений на другое при недостаточной ориентировке в схеме собственно тела детям трудно сразу найти правую руку, левое ухо при медленном темпе приема и переработки информации детям сложно принять инструкцию с первого раза
при выраженном застревании на отдельных позах дети повторяют движения, делают между ними большие паузы; при левосторонней недостаточности дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций ребёнка. М., Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. ТЦ «Сфера» М., Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников. М., Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
Спасибо за внимание!