Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему «Воланд и его свита» Автор: учитель МОУ СОШ 1 г.Твери Савина Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед.
Advertisements

Раскрыть образы «нечистой силы» Раскрыть образы «нечистой силы» Дать характеристику героям Дать характеристику героям Определить роль «нечистой силы»
Экзаменационная работа по литературе на тему: «Воланд и его свита» по произведению Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнила: ученица 11 «Б» класса.
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа.
Воланд - объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников, восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сгоревшую рукопись, давая ему.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить информацию о Воланде и его свите по следующему плану: 1)значение имени персонажа; 2)история создания образа;
Жизнь и творчество М.А. Булгакова (тест) Работу выполнил Петрунькин Сергей ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» класс 6-1.
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» «ЕВАНГЕЛИЕ» ОТ БУЛГАКОВА Квартира-музей М. А. Булгакова в Москве Тот самый дом на Б. Садовой с Нехорошей квартирой. Мемориальная.
Выполнил ученик 11 класса : Ягдаров Евгений. Персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, "князь.
Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни.
Коровьев – Фагот. Этот персонаж - старший из подчинённых Воланду демонов черт и рыцарь, представляющийс я москвичам переводчиком при профессоре- иностранце.
ВОЛАНД И ЕГО СВИТА. Немного о романе Персонажи и сюжеты «Мастера и Маргариты» проецируются одновременно на и Евангелие, и на легенду о Фаусте, на конкретные.
Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова.
Образ Воланда « Мастер и М аргарита ». Мастер Маргарита Азазелло ВоландКот Бегемот Коровьев.
Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.
Презентацию выполнила Деревнина Е.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 13 Деревнина Елена Вячеславовна.
Воланд Воланд - персонаж романа Мастер и Маргарита возглавляющий мир потусторонних сил Воланд - персонаж романа Мастер и Маргарита возглавляющий мир потусторонних.
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему «Воланд и его свита» Автор: учитель МОУ СОШ 1 г.Твери Савина Н.И.

Цели урока:. 1) образовательные – раскрыть значение образов Воланда и его свиты в романе «Мастер и Маргарита»; познакомить с источниками, аналогами и прототипами этих образов; рассмотреть художественные приёмы, которые автор использует для создания данных персонажей; выяснить, как раскрывает М.А. Булгаков вопросы милосердия и справедливости, добра и зла в романе; 2) воспитательные – воспитание духовно развитой личности, уважающей свою национальную культуру; воспитание эстетического вкуса; 3) дидактические – развитие самостоятельного мышления учащихся, умения рассуждать на проблемные темы; формирование сопоставительного анализа различных эпизодов текста.

Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло то как может быть Бог? М.Ю. Лермонтов …так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. «Фауст» …что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если б с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Эпиграфы к уроку

План урока : 1) источники, аналоги, прототипы Воланда и его свиты; 2) значение образов данных герое для раскрытия идеи произведения; 3) анализ эпизода «Бал у Сатаны»; 4) художественные приёмы, которые использует автор для раскрытия образов «нечистой силы»; 5) общий вывод.

1 вывод Воланд и его свита выполняют роль связующего звена между тремя мирами: «древним ершалаимским, вечным потусторонним и современным московским».

Свита Воланда Коровьев.Фагот. Кот Бегемот Азазелло Гелла

Герои БулгаковаИсточникиАналоги Прототипы Воланд. Дьявол; сатана; «князь тьмы»; дух зла и повелитель теней; всадник с огромным чёрным плащом, конь которого – глыба мрака, грива – туча, а шпоры всадника – белые пятна звёзд, белеющие собранные в косу волосы. 1.Библия «Падший ангел» - Денница, или Люцифер (носитель света). 2.Гёте «Фаус» (1895), опера французского композитора Шарля Гуно «Фауст» (1902). Так называл себя Мефистофель:Voland (дьявол). Основа его слово Faland – обманщик, лукавый. 3. М.А. Орлов «История сношений человека с Дьяволом» (1904). Антессор – дьявол, хозяин шведского шабаша (ночное сборище ведьм) 4.А. Белый роман «Московский чудак» (1925). Автор сам подарил книгу Булгакову. Главный герой Мандро близок внешними чертами Воланду, иностранец русского происхождения, сочетает в себе черты маркиза Де Сада и графа Калиостро. Ленин Сталин Троцкий

Коровьев. Фагот. Первый помощник Волонда, старший над всеми демонами, чёрт и «тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Представляется переводчиком и бывшим регентом (руководителем) церковного хора. 1. Мигель де Сервантес «Дон Кихот» (1605– 1615). Бакалавр Сансон Карраско - персонаж булгаковской инсценировки романа. Благодаря своей шутке становится невольным виновником гибели Рыцаря Печального образа. Молотов - ближайший помощник Сталина. Внешнее сходство с Коровьевым - тонкая шея. Слесарь- водопроводчик Агеич, любовник домработницы Булгакова Маруси: горький пьяница, «на все руки мастер», в юности пел в церковном хоре. 2. М.А. Орлов «История сношений человека с Дьяволом» (1904). История рыцаря Фалькенштейна, усомнившегося в могуществе демонов, наказанный бледностью лица до конца жизни. 3.А.К. Толстой «Упырь» (1841). Статский советник Теляев, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. 4.Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» (1859). Коровкин - пьяница, плут, бесшабашный человек. Инструмент фагот. Сходство с этим музыкальным инструментом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое.

Бегемот. Кот- оборотень «оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире». 1. Ветхозаветна я книга Еноха. Морское чудовище Бегемот. Домашний кот Булгаковых Флюшка. Зиновьев – самый близкий к Ленину из большевистс ких вождей, любил поесть. 2. М.А. Орлов «История сношений человека с Дьяволом» (1904). Семь Дьяволов, пятый бес Бегемот изображался в виде чудовища со слоновьей головой, с хоботом и клыками. 3.Демонологи ческая литература. Бегемот – демон желаний желудка.

Азазелло. Демон безводной пустыни, демон-убийца. 1. Ветхий Завет. Азазел (Азазель) - падший ангел, который научил изготовлять людей оружие и украшения, а женщин раскрашивать лицо. Палачи. 2.И.Я. Порфирьев «Апокрифиче ские сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872). Азазел – «козёл отпущения», принимающий все грехи иудейского народа и ежегодно прогоняемый в пустыню. У мусульман Азазел – это высший ангел, который после своего падения был назван Сатаной.

Гелла. Женщина вампир. Незаменимая служанка. Энциклопедич еский словарь Брокгауза и Эфрона, статья – чародейство. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Домохозяйк а Маруся.

Второй вывод Эти персонажи используются автором как средство сатирического изображения руководителей советского государства и их тоталитарного режима

Третий вывод Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на всеобщее обозрение пороки этого общества, которые, оказывается, человечество не изжило со времён древнего мира.

Четвертый вывод Автор сатирически изображает пороки всего человечества.

Так кто же он – Воланд, под защитой которого находятся и любовь и творчество? Мы выходим на философский план романа: размышления о том, что есть добро и зло, как они взаимодействуют друг с другом- это пятый вывод. Воланд в отличие от Иешуа считает всех людей не добрыми, а злыми, одна из целей его миссии в Москве заключается в выявлении злого начала в человеке, Воланд – это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает человека за несоблюдение заповедей Христа. (Ведь и в Москве он оказывается по просьбе Его.) Оказывается, Воланд – то вечное зло, которое необходимо для установления существования на земле добра и вечной справедливости, теперь становятся понятными слова эпиграфов к нашему уроку. Добро невозможно без зла, они всегда рядом, именно благодаря этим героям возрождается правда, хотя порой их справедливость бывает очень жестокой. Воланд – исполнитель «грязной работы», делает то, что не может делать Бог. По Булгакову, Бог должен прощать людей, а Сатана, устанавливая справедливость, наказывать». Во время последнего полёта героев падают все покровы, и обнажаются добро и зло. Персонажи предстают в своей истинной сущности. (см. текст гл.32) Космос – вот откуда берут начало и Воланд со своей свитой, и Бог, которого встречают герои во время полёта, и сам человек, в душе которого всегда будут бороться добро и зло, страх и сострадание, жестокость и милосердие.

Общий вывод. Таким образом, можно с уверенностью заключить, что «Мастер и Маргарита» - это роман не только фантастический и остросатирический, но и философский, рассчитанный не на широкую публику, а на образованного, вдумчивого читателя.