Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему «Воланд и его свита» Автор: учитель МОУ СОШ 1 г.Твери Савина Н.И.
Цели урока:. 1) образовательные – раскрыть значение образов Воланда и его свиты в романе «Мастер и Маргарита»; познакомить с источниками, аналогами и прототипами этих образов; рассмотреть художественные приёмы, которые автор использует для создания данных персонажей; выяснить, как раскрывает М.А. Булгаков вопросы милосердия и справедливости, добра и зла в романе; 2) воспитательные – воспитание духовно развитой личности, уважающей свою национальную культуру; воспитание эстетического вкуса; 3) дидактические – развитие самостоятельного мышления учащихся, умения рассуждать на проблемные темы; формирование сопоставительного анализа различных эпизодов текста.
Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло то как может быть Бог? М.Ю. Лермонтов …так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. «Фауст» …что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если б с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Эпиграфы к уроку
План урока : 1) источники, аналоги, прототипы Воланда и его свиты; 2) значение образов данных герое для раскрытия идеи произведения; 3) анализ эпизода «Бал у Сатаны»; 4) художественные приёмы, которые использует автор для раскрытия образов «нечистой силы»; 5) общий вывод.
1 вывод Воланд и его свита выполняют роль связующего звена между тремя мирами: «древним ершалаимским, вечным потусторонним и современным московским».
Свита Воланда Коровьев.Фагот. Кот Бегемот Азазелло Гелла
Герои БулгаковаИсточникиАналоги Прототипы Воланд. Дьявол; сатана; «князь тьмы»; дух зла и повелитель теней; всадник с огромным чёрным плащом, конь которого – глыба мрака, грива – туча, а шпоры всадника – белые пятна звёзд, белеющие собранные в косу волосы. 1.Библия «Падший ангел» - Денница, или Люцифер (носитель света). 2.Гёте «Фаус» (1895), опера французского композитора Шарля Гуно «Фауст» (1902). Так называл себя Мефистофель:Voland (дьявол). Основа его слово Faland – обманщик, лукавый. 3. М.А. Орлов «История сношений человека с Дьяволом» (1904). Антессор – дьявол, хозяин шведского шабаша (ночное сборище ведьм) 4.А. Белый роман «Московский чудак» (1925). Автор сам подарил книгу Булгакову. Главный герой Мандро близок внешними чертами Воланду, иностранец русского происхождения, сочетает в себе черты маркиза Де Сада и графа Калиостро. Ленин Сталин Троцкий
Коровьев. Фагот. Первый помощник Волонда, старший над всеми демонами, чёрт и «тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Представляется переводчиком и бывшим регентом (руководителем) церковного хора. 1. Мигель де Сервантес «Дон Кихот» (1605– 1615). Бакалавр Сансон Карраско - персонаж булгаковской инсценировки романа. Благодаря своей шутке становится невольным виновником гибели Рыцаря Печального образа. Молотов - ближайший помощник Сталина. Внешнее сходство с Коровьевым - тонкая шея. Слесарь- водопроводчик Агеич, любовник домработницы Булгакова Маруси: горький пьяница, «на все руки мастер», в юности пел в церковном хоре. 2. М.А. Орлов «История сношений человека с Дьяволом» (1904). История рыцаря Фалькенштейна, усомнившегося в могуществе демонов, наказанный бледностью лица до конца жизни. 3.А.К. Толстой «Упырь» (1841). Статский советник Теляев, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. 4.Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» (1859). Коровкин - пьяница, плут, бесшабашный человек. Инструмент фагот. Сходство с этим музыкальным инструментом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое.
Бегемот. Кот- оборотень «оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире». 1. Ветхозаветна я книга Еноха. Морское чудовище Бегемот. Домашний кот Булгаковых Флюшка. Зиновьев – самый близкий к Ленину из большевистс ких вождей, любил поесть. 2. М.А. Орлов «История сношений человека с Дьяволом» (1904). Семь Дьяволов, пятый бес Бегемот изображался в виде чудовища со слоновьей головой, с хоботом и клыками. 3.Демонологи ческая литература. Бегемот – демон желаний желудка.
Азазелло. Демон безводной пустыни, демон-убийца. 1. Ветхий Завет. Азазел (Азазель) - падший ангел, который научил изготовлять людей оружие и украшения, а женщин раскрашивать лицо. Палачи. 2.И.Я. Порфирьев «Апокрифиче ские сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872). Азазел – «козёл отпущения», принимающий все грехи иудейского народа и ежегодно прогоняемый в пустыню. У мусульман Азазел – это высший ангел, который после своего падения был назван Сатаной.
Гелла. Женщина вампир. Незаменимая служанка. Энциклопедич еский словарь Брокгауза и Эфрона, статья – чародейство. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Домохозяйк а Маруся.
Второй вывод Эти персонажи используются автором как средство сатирического изображения руководителей советского государства и их тоталитарного режима
Третий вывод Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на всеобщее обозрение пороки этого общества, которые, оказывается, человечество не изжило со времён древнего мира.
Четвертый вывод Автор сатирически изображает пороки всего человечества.
Так кто же он – Воланд, под защитой которого находятся и любовь и творчество? Мы выходим на философский план романа: размышления о том, что есть добро и зло, как они взаимодействуют друг с другом- это пятый вывод. Воланд в отличие от Иешуа считает всех людей не добрыми, а злыми, одна из целей его миссии в Москве заключается в выявлении злого начала в человеке, Воланд – это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает человека за несоблюдение заповедей Христа. (Ведь и в Москве он оказывается по просьбе Его.) Оказывается, Воланд – то вечное зло, которое необходимо для установления существования на земле добра и вечной справедливости, теперь становятся понятными слова эпиграфов к нашему уроку. Добро невозможно без зла, они всегда рядом, именно благодаря этим героям возрождается правда, хотя порой их справедливость бывает очень жестокой. Воланд – исполнитель «грязной работы», делает то, что не может делать Бог. По Булгакову, Бог должен прощать людей, а Сатана, устанавливая справедливость, наказывать». Во время последнего полёта героев падают все покровы, и обнажаются добро и зло. Персонажи предстают в своей истинной сущности. (см. текст гл.32) Космос – вот откуда берут начало и Воланд со своей свитой, и Бог, которого встречают герои во время полёта, и сам человек, в душе которого всегда будут бороться добро и зло, страх и сострадание, жестокость и милосердие.
Общий вывод. Таким образом, можно с уверенностью заключить, что «Мастер и Маргарита» - это роман не только фантастический и остросатирический, но и философский, рассчитанный не на широкую публику, а на образованного, вдумчивого читателя.