Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр
1. Соотношение методологии научного исследования и методологии науки. –Методология науки система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки. –Методология богословской науки. Проблема выделения специфически «богословского» метода. Методология научного исследования (конкретного) это те методы, средства и приемы, с помощью которых исследователь приобретает и обосновывает новое знание. каждое конкретное исследование использует определенные научные методы, т.е. способы построения и обоснования научного знания, для 1) формирования источниковой базы исследования (методы сбора информации); 2) обработки и анализа данных (работа с источниками и анализ фактов, документов); 3) построения теории.
2. Методы научного исследования в исследовательской программе. Методы научных исследований это способы построения и обоснования научного знания. В конкретной научной работе должны быть описаны используемые методы, их можно разделить на: 1) методы формирования источниковой базы исследования (методы сбора информации); 2) методы обработки и анализа данных (работа с источниками и анализ фактов, документов); 3) методы построения теории. С точки зрения методологии самого исследования все эти три группы методов принципиальным образом между собою связаны и их взаимосвязь должна быть корректной и продуманной от начала до конца работы. 3. Влияние методологии работы на структуру исследования. 4. Рабочая гипотеза и методы исследования, корректировка методов в процессе проведения исследования.
5. Методы построения теории 5.1. Из методов построения теории можно выделить: генетический, причинно-следственный, сравнительный, типологический, системно-функциональный. Следует учитывать, что данные методы характерны для любой научной области и вытекают просто из логики построения исследования или т.н. общенаучные методы. специальные методы научно-богословского исследования или специфику применения методов в богословии. Что они есть и их применяет интуитивно автор любого адекватно проведенного богословского исследования несомненно. Но надо научиться их идентифицировать, определять сферу их применения, к чему приводит их правильное применение и т.д.
5.2. Характеристика методов. Генетический метод исследования позволяет рассматривать исследуемые явления в процессе их развитии, анализировать возникновение, становление, последовательность стадий развития явления. Причинно-следственный, или каузальный (от causa (лат.) причина), метод позволяет выявить причинно- следственные связи между отдельными явлениями или событиями. Этот метод помогает создать логическую иерархическую модель по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это позволяет объяснить события и в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий. Сравнительный метод позволяет выявить и объяснить сходства и различия между рассматриваемыми явлениями (объектами), выявить количественные и качественные характеристики явлений (объектов), детерминирующие признаки, их возможные отношения. Типологический метод позволяет либо разбить изучаемую совокупность на группы
5.2. Характеристика методов. Типологический метод позволяет либо разбить изучаемую совокупность на группы однотипных объектов (т.е. различие между которыми в интересующем исследователя отношении объясняется факторами, случайными по отношению к изучаемому явлению и определяющим его характер механизмам), либо рассматривать изучаемый объект как конкретный вариант определенного типа. Системно-функциональный метод позволяет выделять внутри исследуемого объекта составляющие (или элементарные структуры), которые имеют определенные взаимосвязи и выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого порядка. Этот же метод позволяет рассматривать исследуемый объект в качестве составляющей части в структуре более высокого порядка и изучать его функциональные отношения с другими составляющими частями этой структуры. Под функцией понимается повторяющееся действие, специфическая роль какого- либо элемента или системы. Кроме того, следует иметь в виду использование обще-научных методов: индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и др. Могут быть использованы конкретные методы исследования из смежных научных дисциплин: филологических, социологических, исторических и т.п.
6. Специальные богословские методы В самом общем виде богословский метод может быть определен как соотнесение конкретного культурно - исторического опыта с Божественным Откровением, так или иначе формализованным. Этот подход позволяет выделить три специальных метода богословского и церковно – исторического исследования: 1. Соотнесение данного явления культуры (текста в широком понимании) с конфессиональным опытом интерпретации Священного Писания. 2. Соотнесение данного явления со Священным Преданием Церкви. 3. Соотнесение данного явления с историческим опытом Церкви.
6. Специальные богословские методы Трем методам, упомянутым выше, можно присвоить специальные названия: 1. Метод библейской герменевтики. 2. Метод святоотеческой герменевтики. 3. Метод церковно – исторической герменевтики.
6. Специальные богословские методы Например, метод библейской герменевтики может быть определен как соотнесение данного культурного опыта (в частности, текста) с существующей в рамках конкретной вероучительной традиции «теорией и практикой интерпретации Библии» и «пониманием библейских текстов», которые включают в себя теологичекий, прагматический, дидактический, эстетический и другие аспекты и реализуется на нескольких уровнях: историко - филологическом; философско - психологическом (в первую очередь характерном для западного богословия и связанном с теориями смысла и понимания); богословском (то, что обычно называется экзегезой).
6. Специальные богословские методы Таким образом, применительно к богословским исследованиям имеется важная особенность - каждый из трех выделенных методов имеет три составляющие: а) структурно – семантический анализ, то есть выявление того, в каких знаках выражено исследуемое явление и как эти знаки взаимодействуют с исследователем на уровне «знак – означаемое» (это в первую очередь историко-филологическая критика, а также интерпретация её результатов); б) эгзегетический анализ, т.е. соотнесение данного явления с опытом святоотеческого толкования, осознание богословом того, как его личное понимание исследуемого явления соотносится с нормативным, существующим в рамках определённой традиции. Эта последняя составляющая имеет особое значение, т.к. подчеркивает, что любое явление культуры воспринимается богословием только в контексте определенного вероучительного опыта; в) телеологическое соотнесение, то есть помещение исследуемого явления в перспективу между тем, что оно есть и тем, чем оно призвано быть по замыслу Божию. Эту процедуру можно также назвать выявлением сотериологического смысла.