Задание 1 Решение расчётной задачи. На сплав алюминия и меди массой 10г подействовали избытком концентрированного раствора гидроксида натрия при нагревании. Выделилось 2,24л какого то газа (н.у.). Вычислите процентный состав сплава.
Мысленный эксперимент. Как из соли хлорида алюминия получить комплексное соединение тетрагидроксоалюминат натрия. Ответ подтвердить химическими реакциями.
Подумайте … Какие природные алюминаты украшают историческую реликвию – корону российских императоров?
Цель урока: Усвоить свойства железа и его соединений; Развивать умения выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
Девиз урока: «Познание начинается с удивления» Аристотель. « В земные недра, ты Химия, Проникни взора остротой И, что содержит в них Россия, Златы сокровища открой» М. В. Ломоносов
Изучение железа Физика с точки зрения История разных Геология наук. Биология Физические свойства-Me (Fe) - серебристо-белый -пластичный -куётся -прокатывается -штампуется -намагничивается -размагничивается t пл =1539С t кип =2770С P – 7,86 г/см Твердость – 4.6 Виды железа Технически чистое С-0,04%-скрепки и кнопки Химически чистое С – 0,01% Коррозии не подверг Fe- феррум - крепость (латин.) Fe –литературного происхождения (Гренландия – изделия из железа Самородковое В Дели(Индия) – 1.5 тыс. лет назад Железная колонна В настоящем времени: Техника с/х – машины Транспорт Средства связи От иглы до космических кораблей Х.э Fe в зем. Коре – 4 м O,Si,Al,Fe Минералы Магнит – Fe 3 O 4 Геманит – Fe 2 O 3 Лимонит – 2F 2 e 3 O 3H 2 O Пирит –FeS 2 В морской воде, на океанском дне, ВА земле, космосе Роль железа в живых организмах -Гемоглобин в крови -Малокровие -Истощение -Упадок сил Содержание железа в овощах -Шпинат -Салат -Капуста -Говядина В организме человека – 3.5 г Fe Много в тканях печени, селезенки
Fe IVп VIII г п/п 26 Химический элемент 56
Теоретический анализ Строение атома + 26 ) 2 ) 8 ) 14 ) 2 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 6 3d 6 4S 2
Прогнозирование Если железо имеет на 4 энергетическом уровне 2 е, то С.О. = Fe +2, Но есть у атома Fe d подуровень, который даёт возможность увеличения С.О. у атома Fe +3. Fe - раскалить ? Fe -> + H 2 O ? Fe + соли = Fe + кислоты =
Fe +S = FeS 2Fe + 3Cl 2 -> 2FeCl 3 3Fe + 2O 2 ->Fe 3 O 4 3Fe + 4H 2 O -> Fe 3 O 4 + 4H 2 Fe + CuSO 4 -> Cu + FeSO 4 Fe + 2HCl -> FeCl 2 + H 2 Fe + 4HNO 3 -> Fe(NO 3 ) 3 + NO + 2H 2 O
Соединения железа FeO - основный оксид Fe(OH) 2 - основание Как получить FeO ? Fe -> FeCl 2 -> Fe(OH) 2 ->FeO Почему Fe(OH) 2 изменяет окраску? 4Fe(OH) 2 + O 2 + 2H 2 O -> 4Fe(OH) 3
1)FeCl 2 – хлориды 2)FeSO 4 – сульфаты Кристаллогидраты: FeSO 4 * 7Н 2 О Fe 2 (SO4) 3* 9 Н 2 О
Химический элемент Теоретический анализ Прогнозиро- вание ЭкспериментНа дом: VIII г п/п IVп Fe 26 Соединения: FeO-основной оксид Fe(OH) 2 – нерастворимое основание Если Fe имеет на 4 Энергетическом уровне 2е, то с.о.=Fe 2+ d –подуровень даётвозможность увеличить с.о. Fe 3+ Fe->раскалить? Fe –нагреть до С,соединить с водой,то…. Действие кислот… -> растворов -> конц. Как получить FeO? Почему Fe(OH) 2 изменяет окраску? Восстановитель Fe + S = FeS 2Fe + 3Cl 2 =2FeCl 3 3Fe 0 + 2O 2 =Fe 3 O 4 3Fe + 4H 2 O =Fe 3 O 4 + 4H 2 Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 Fe + 4HNO 3 = Fe(NO 3 ) 3 + NO + 2H 2 O Fe->FeCl 2 ->Fe(OH) 2 ->FeO 4Fe(OH) 2 + O 2 + H 2 O = 4Fe(OH) 3 $14 1; 4. Стр Строение атома + 26 ) 2 ) 8 ) 14 ) 2 …3S 2 3P 6 3d 6 4S 2
Задания : 1. Свойства железа зависят от строения его атома? 2. Железо- металл главной подгруппы? 3. Есть ли отличительное свойство у атома железа от свойств других металлов? 4. Копьё и щит – атрибутика алюминия? 5.Соединения железа используются в чёрной металлургии? 6.У атома железа постоянная степень окисления? 7. Живые организмы могут существовать без соединений железа?