«Стратегии развития региональной системы образования» Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Республика Бурятия Октябрь, 2012
Актуальные риски модернизации региональных систем образования Тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устои ̆ чиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования Недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенции ̆, востребованных в современнои ̆ социальнои ̆ жизни и экономике Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителеи ̆ россии ̆ ских школ в возрасте до 30 лет составляет 13 %.
Актуальные риски модернизации региональных систем образования Не завершено формирование общероссии ̆ скои ̆ системы оценки качества образования Профессиональное сообщество во многом остается объектом, а не субъектом модернизации. Несформированность общественного заказа образованию Рассогласование существующих норм Автономия школы, свобода финансово- экономической деятельности становятся главными педагогическими факторами, обуславливающими поле, в котором развивается ребенок. Если ребенок в течении 10 лет получает опыт неспособности к принятию самостоятельных решений, сам их принимать в дальнейшем он будет не в состоянии
Финансовая проблематика Финансирование ОУ должно обеспечить возможность выхода на ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ Проблема 1. Обеспечение связи регионального подушевого норматива и средней зарплаты в экономике региона Проблема 4. Финансирование под увеличение зарплаты ОУ минуя муниципальный уровень Проблема 2. Уход от часовой логики обоснования величины регионального подушевого норматива Проблема 3. Совокупность средств регионального и муниципального норматива должна обеспечивать выполнение муниципального задания ЗАДАЧИ:
Эффективный контракт и действующие СОТ в ОУ Модель «Ученико-час» Модель «Базовый оклад +» Проблема 2. В школах зачастую действует 2 модели СОТ Проблема 1. Наполнение ФОТ должно обеспечивать выход средней зарплаты педагогов на уровень средней в экономике зарплаты Проблема 4. Минздравсоцразвития трактует стимулирующие показатели не за результаты Проблема 3. Модель «Базовый оклад+» не учитывает интенсивность труда. Обе модели гарантируют оклад по факту занятия должности Проблема 6. Выплаты за квалификационную категорию не связаны с результатами труда напрямую Проблема 5. Нет механизмов даже условного нормирования внеурочных видов деятельности Проблема 7. Нет прямой увязки квалификационных характеристик и показателей аттестации
Задачи общеэкономического плана Разработка подходов к нормированию неурочных видов деятельности учителя Уход от «ставочного» формирования нагрузки и оплаты труда учителя Нормативное закрепление представлений о производительности труда учителя
Порядок формирования Г(М)З Разработка отраслевого перечня государственных услуг. Разработка стандарта качества услуг, определяющего объем финансирования государственных(услуг Разработка показателей качества предоставляемых услуг Разработка Порядка контроля за выполнением государственного задания. Разработка порядка определения объема субсидий на выполнение Г(М)З
Полномочия по осуществлению контроля качества ? Муниципалитет Региональный орган управления Общеобразовательное учреждение Контроль качества образования Муниципальное задание субвен ция субс идия
Существующие противоречия: 1. Взаимосвязь между объемом и качеством услуг и их финансированием не очевидна 2. Сформирован не детализированный перечень услуг ООП НООООП ООО
Cтандарт качества услуги определяет минимальный гарантированный уровень качества является основополагающим для разработки нормативов финансирования формализуют требования к потребительским свойствам услуги, повышению прозрачности и контролируемости процесса их предоставления. механизм определения объемов финансирования, необходимых для предоставления услуг способ упорядочивания отношений между органами исполнительной власти, к чьим полномочиям относится реализация ФГОС, и органами исполнительной власти в ведении которых находится организация образовательного процесса
Возможна ли модернизация без самостоятельной школы ? Бюджетные учреждения 69,69% Бюджетные учреждения 69,69% Казенные учреждения 25,63 % Казенные учреждения 25,63 % Автономные учреждения 4,69 Автономные учреждения 4,69 69,69%
Спасибо за внимание! Эврика, А.И., научный руководитель13