УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФЁДОРОВОЙ Г. А.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий ( УУД ) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Концепция УУД рассматривает компетентность как « знание в действии » ( А. Г. Асмолов ). Эта концепция учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на таких компонентах « знания в действии », как способность применять на практике полученные знания и навыки, а также мотивация к эффективным действиям [18], [21], [22].
Таким образом, программа развития УУД основывается на положениях культурно - исторического системно - деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках ( так называемых ЗУНах ).
Учащиеся овладевают основными видами УУД ( личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными ) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Календарно - тематическое планирование по теме « Односоставные предложения » Главный член односоставного предложения Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами Назывные предложения Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определённого типа.
Определённо - личные предложенияОпознают определённо - личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённо - личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте Неопределённо - личные предложенияОпознают неопределённо - личные предложения. Определяют значение и морфологическую выраженность главного члена неопределённо - личных предложений. Аргументируют употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами
ИнструкцияАнализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкций. Выбирают нужную форму глагола - сказуемого для односоставных предложений в инструкции. Создают свои тексты - инструкции, употребляя уместно односоставные предложения Безличные предложенияОпознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные предложения. Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников.
РассуждениеВоспринимают на слух текст - рассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения, определяя коммуникативно - целесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на определённую тему на основе межпредметных связей с уроками литературы. Готовят устное выступление по картине. ПовторениеОтвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных тестов с помощью простых предложений разных видов. Пишут сочинение, употребляя односоставные предложения. Развивают свою способность устного пересказа текста об учёном с оценкой его деятельности. Выполняют тестовые задания.