Н.А. Карлова к.э.н. 1 Сравнительный анализ методик оценки расходов на поддержку сельского хозяйства
Подходы к оценке государственной поддержки сельского хозяйства 2 Методика ОЭСР Поддержка производителей (PSE) Поддержка аграрной инфраструктуры (GSSE) Поддержка потребителей (CSE) Совокупная поддержка сельского хозяйства (TSE) Методика ВТО AMS - агрегированная мера поддержки ( поддержка с помощью мер « янтарного » ящика ) Расходы на меры « зеленого » ящика Расходы на меры « голубого » ящика Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ Расходы бюджета на поддержку сельхозпроизводителей Расходы бюджета на сельское хозяйство
Международные методики оценки уровня господдержки: разные цели Оценка и сопоставление национальных агропродовольственных политик. Контроль над обязательствами стран - членов ВТО по сокращению поддержки, искажающей торговлю. Общая сумма расходов на а / п политику в национальном бюджете не может служить количественной характеристикой уровня поддержки сектора. В мировой практике используются показатели, которые позволяют оценивать уровень государственного регулирования а / п сектора, эффективность господдержки с / х производителей.
Международные методики оценки уровня господдержки: разные критерии распределения расходов Кто получатель трансферта – производитель / потребитель / сектор в целом. Оказывает / не оказывает искажающее влияние на торговлю ( производство ). Российская бюджетная классификация не соответствует международным классификаторам, что затрудняет сравнение затрачиваемых средств в России с другими странами мира, а также препятствует выявлению расходов на меры « зеленого » и « желтого » ящика для целей ВТО.
Расчет показателей поддержки по методологии ОЭСР 5 PSE ( оценка поддержки производителя ) – все виды (!!!) трансфертов с / х производителям. PSE i = (P i d P i r ) + (S i T i ) (P i d P i r ) разница между внутренней рыночной ценой сельхозпроизводителя и ценой на границе при экспорте или импорте ; S i и T i - прямые субсидии и налоги, относящиеся к продукту i. GSSE ( общие меры поддержки сельского хозяйства ) – трансферты сектору в целом, а не конкретному производителю. CSE ( оценка поддержки потребителя ) – трансферты потребителям от производителей и из бюджета. CSE i = (P i d P i r ) + S i (P i d P i r ) разница между внутренней розничной ценой и ценой на границе при экспорте или импорте ; S i - косвенная бюджетная дотация потребителям продукта i в результате а / п политики государства.
Расчет показателей поддержки по методологии ВТО 6 AMS ( агрегированная мера поддержки ) – сумма всех видов искажающей торговлю (!!!) поддержки, предоставляемой с / х производителям ( меры « желтого » ящика ). Совокупная AMS = продуктово - специф ическая AMS + продуктово - неспецифическая AMS Продуктово - специфическая AMS – рассчитывается по каждому основному с / х продукту : AMS i = (P i d P i r )*Q i + (S i T i ) (P i d P i r ) разница между применяемой регулируемой ценой (!!!) и внешней справочной ценой ( фиксированный средний показатель за гг.) (!!!); Q i – количество продукции, в отношении которой действует регулируемая цена ( объем производства ); S i и T i - прямые субсидии и налоги, относящиеся к продукту i. Продуктово - неспецифическая AMS – субсидии и налоги на с / х, которые не могут быть отнесены к какому - либо отдельному виду продуктов, но эти меры оказывают тем не менее влияние на мировую торговлю. Уровень de minimis не учитывается в AMS (!!!): - для развитых стран – 5% от стоимости производства с / х продукта или 5% от валовой продукции с / х ; - для развивающихся стран – 10%...
Расчет показателей поддержки по методологии ВТО (продолжение) 7 Меры « зеленого ящика » не включаются в расчеты AMS, освобождаются от обязательств по сокращению : - производятся за счет налогоплательщиков, а не потребителей ; - не имеют эффекта поддержки внутренних цен производителей. Общие услуги ( научные исследования, образование, консультационные услуги, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, маркетинговые услуги, контроль за безопасностью продуктов питания, непроизводственные ( инфраструктурные ) вложения. Государственные запасы с целью обеспечения продовольственной безопасности. Помощь при стихийных бедствиях. Охрана окружающей среды. Помощь производителям в неблагополучных регионах ( например, районы Крайнего Севера ). Меры « голубого ящика » не включаются в расчеты AMS, представляют прямые выплаты по программам ограничения производства : Выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаям. Выплаты, осуществляемые в отношении не более 85% от базового уровня производства. Животноводческие выплаты, осуществляемые в расчете на фиксированное поголовье.
Сравнение методик оценки расходов на поддержку сельского хозяйства 8 ОЭСРВТО Ценовая разница для всей продукции Ценовая разница для продукции, в отношении которой осуществляется регулирование цен. PSE – все виды трансфертов с/х производителям, в том числе: AMS – меры поддержки, искажающие торговлю и производство субсидии с/х производителям на покупку минеральных удобрений, снижающие производственные издержки субсидии (налоги) с/х производителям, не ведущие к изменению цен Меры «голубого» ящика – трансферты по программам ограничения производства платежи на сокращение площадей Меры «зеленого» ящика – не оказывают искажающее влияние на торговлю и производство, в том числе: GSSE – трансферты сектору в целом, а не конкретному производителю (наука и развитие, образование, маркетинговые услуги, развитие соц. инфраструктуры) трансферты производителям (компенсации при стихийных бедствиях, капвложения – строительство фермы) CSE – поддержка потребителей (минимальные гарантированные цены, программы бесплатного молока в школах) общие услуги (развитие инфраструктуры, капвложения...)
Сравнительный анализ поддержки с/х в России: расчеты по различным методикам 9 БюджетыОЭСРВТО Расходы бюджета на с/х – 283 млрд. руб. Совокупная поддержка с/х – 555,7 млрд. руб. Совокупная поддержка с/х (без учета de minimis 5%) – 269,9 млрд. руб. Поддержка с/х производителей (по программам индивидуального доступа, по общим программам) – 162,1 млрд. руб. Поддержка с/х производителей (PSE) – 471,4 млрд. руб. В том числе бюджетная составляющая – 192,0 млрд. руб. Меры «желтого» ящика (AMS) (без учета de minimis 5%) – 186,5 млрд. руб. В том числе поддержка цен – 279, 4 млрд. руб. В том числе поддержка цен – 0,0 млрд. руб. Прочие расходы (общегосударственные вопросы, национальная экономика, наука, образование, социальное развитие, прочие субсидии) – 120,9 млрд. руб. Общие меры поддержки – 84,2 млрд. руб. Меры «зеленого ящика» - 83,4 млрд. руб. Поддержка потребителей – (-397, 1) млрд. руб.