Лисичанский методический центр 20 мая 2011 г. 1
Самая большая трагедия мыслящего человека – остывание страсти к познанию. Е.Богат 2
ЕСТЬ МНЕНИЕ! Аллергия к процессу мышления у нас не врожденная, а благоприобретенная в процессе издевательства над нами системы образования... Борис Кригер "Письма Маськина к Сенеке» Как известно, на сегодняшний день педагогика располагает 276 методами. Причем все они пользуются двумя основополагающими принципами: вбивание знаний (обучение) и выбивание дури (воспитание). И.Акимов, В.Клименко "О мальчике, который умел летать" 3
Организация научно-исследовательской работы в школе Е.Н.Кутепова методист Лисичанского методического центра 4
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Необходимость ведения научно- исследовательской деятельности: Существенное усложнение содержания программ и их вариативность; Необходимость разработки новых курсов; Необходимость освоения новых технологий; Необходимость постоянного профессионального саморазвития и самосовершенствования; Введение новых критериев оценки деятельности учителя 5
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Необходимость участия в научно- исследовательской деятельности: стимулирование познавательной мотивации школьников; освоение технологий учебно- познавательной и исследовательской деятельности; организация совместной творческой деятельности как основы формирования коллектива и др. 6
Затруднения в организации НИР в школе низкое материальное обеспечение школы, не позволяющее в должной мере оснастить экспериментальную часть исследований; низкая мотивация и недостаточная подготовленность учителей к ведению научно-исследовательской деятельности; отсутствие в школах ставки научного руководителя (консультанта); недостаточно разработанная теоретическая и технологическая основа организации научно- исследовательской работы в школе; низкая мотивация и недостаточная подготовленность учителей к руководству научно-исследовательской деятельностью школьников, обусловленные как психологическими, так и материальными факторами; отсутствие контактов с вузами и другими организациями, на базе которых или совместно с которыми можно выполнять научно-исследовательскую работу и др. 7
Решение проблемы недостаточного материального обеспечения Совместная взаимовыгодная работа с соответствующими организациями Выбор тем исследования, не требующих больших затрат Получение грантов различного уровня Получение спонсорской помощи 8
Решение проблемы мотивации учителей Помощь в вычленении научной составляющей в повседневной работе учителя Организация постоянно действующей консультационной помощи по проблемам НИР Личностно ориентированный подход при организации НИР Моральное поощрение. Предоставление возможностей, а не «плата» за НИР 9
Решение проблемы недостаточной подготовленности учителей Обеспечение НИР квалифицированным научным консультантом Научное и психологическое сопровождение учителя на начальной стадии работы Информационное обеспечение Организация совместной взаимовыгодной работы с вузами и научными организациями 10
Содержание и формы научно-исследовательской деятельности 1-4 класс Мини- проекты 5-7 класс Проектно- исследова-тельская деятельность на обобщающих уроках 8-9 класс Построение учебного процесса на основе ситуации поисковой деятельности класс Научно- исследова- тельская деятельность в рамках научного общества 11
Принципы построения совместной работы школьников и учителей добровольность участия школьника в научно- исследовательской работе; субъект-субъектные отношения между преподавателями и школьниками; свободный выбор темы исследования и творческой группы; значимость научно-исследовательской работы для социума и школы; возможность участия в различных всеукраинских и международных проектах и конференциях; возможность публикации результатов научно- исследовательской работы 12