Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л.Кьюби Мониторинг УУД
Виды универсальных учебных действий 1)Личностные 2)Регулятивные (включающие также действия саморегуляции) 3)Познавательные включая общеучебные, логические и знаково-символические 4)Коммуникативные
Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. Диагностика «Беседа о школе». Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника; - выявление мотивации учения. Оцениваемые УУД: - действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; - действия, устанавливающие смысл учения.
Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок). Эти рисунки также выявляют внутреннюю школьную мотивацию, учебную активность и наличие познавательных мотивов первоклассников. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов; б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации; в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.
Личностные действия Универсальные учебные действия нравственно- этического оценивания. Задание на норму справедливого распределения. Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения. Оцениваемые УУД: действия нравственно- этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы.
Личностные действия Задание на усвоение нормы взаимопомощи. Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Задание 1 Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их. Задание 2 Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Задание 1 (3) Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Задание 2 (4) Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Задание 3 (5) Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). Задание 4 (6) Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация. Задание 5 (7) Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. Задание 6 (8) Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Методика «Картинка» Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому). Результат: 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман,) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Показатели уровня выполнения задания: 1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем; 2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
С пасибо за внимание!