Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье и развитие детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Advertisements

Здоровье детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО г. Москва, ФИРО.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Центр развития межличностных коммуникаций (Москва, г.) Безруких М.М. Д.б.н., профессор,
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Общешкольное родительское собрание (круглый стол) г.
Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education.
Новые риски здоровья современных детей г.Сочи, 28 июня 2013 г. Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной.
Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии.
Дамоклов меч или Школьные трудности : проблемы, психологическая помощь. д.б.н., профессор,академик РАО М.М. Безруких 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи.
Родительское собрание МОУ «СОШ 3» Педагог-психолог Малышева О. М.
Ц ЕЛЬ ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ В ШКОЛЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Задачи: Проведение диагностики и мониторинга динамики.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
Здоровьесберегающая школа. Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика; Интенсификация учебного процесса; Несоответствие методик и технологий.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровьесберегающая деятельность Центра образования. Медведева Наталья Юрьевна заместитель директора ГОУ ЦО 1865 САО г.Москвы, Почётный работник общего.
Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Здоровьесбережение школьников - это система мер, направленных на сохранение и укрепление их здоровья с использованием здоровьеразвивающих и здоровьесберегающих.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни И.Б. Катышева, заместитель директора по ВР МОУ СОШ 87 г. Ярославля.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Транксрипт:

Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии: миф и реальность» г. Москва, 27 сентября 2012 г.

Качество образования Сохранение и укрепление здоровья Социальное, личностное и когнитивное развитие Благоприятная социально- психологическая адаптация Эффективность обучения (получение знаний и умение ими пользоваться) Выбор траектории дальнейшего обучения и развития

Факторы, оказывающие влияние на развитие и здоровье детей Здоровье ребенка Генетические Организация медицинской помощи Экологические Социальные Школьные факторы риска Факторы семейного риска Социокультурные факторы риска Организация профилактической работы

Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, оскорбления, угрозы, запугивание речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР: комплексность, одновременность и длительность влияний; действие в период высокой чувствительности организма; низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективность взаимодействия педагогов с родителями.

Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; комплексность, одновременность и длительность влияний; действие в период высокой чувствительности организма; низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.

Социокультурные факторы риска, оказывающие негативное влияние на развитие и здоровье ребенка низкий уровень культуры здоровья в семье и в обществе; отсутствие системы профилактики вредных привычек; отсутствие системы просвещения родителей; высокий уровень нестабильности, напряженности, агрессивности в обществе;

Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Адекватная среда жизнедеятельности не должна нарушать нормальный рост, развитие, психическое и физическое здоровье детей Направления здоровьесберегающей деятельности Инфра- структура ОУ Рациональная организация учебного процесса Рациональная организация физкультурно- оздоровительной работы Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Просветительская Работа (ученики, учителя, Родители) Профилактические оздоровительные мероприятия

Этапы разработки программы для образовательного учреждения Первый этап (предварительный) – анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе: организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); Выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учетом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования. Программа для формирования здорового и безопасного образа жизни для образовательного учреждения Второй этап – реализация программы Третий этап – оценка эффективности программы

Системная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников Система образованияСистема здравоохранения - Создание здоровьесберегающей среды, режима, нагрузки; -- педагогическая профилактика вредных привычек; -- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; -- просветительская работа (школьники, педагоги, специалисты, родители) - профилактические мероприятия; -- санитарно-гигиенический мониторинг; -- мониторинг состояния здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья; -- оздоровительные мероприятия; -- просветительская работа (школьники, педагоги, специалисты, родители)

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного» Разработан в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2004 гг.» А В Т О Р Ы : БЕЗРУКИХ Марьяна Михайловна, д.б.н., академик РАО МАКЕЕВА Александра Германовна, к.п.н., с.н.с. ФИЛИППОВА Татьяна Андреевна, к.б.н., с.н.с. Институт возрастной физиологии РАО

Спасибо за внимание! ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: (499)