Компетенции и компетентостный подход
«… четыре столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» Из доклада международной комиссии по образованию для XXI века.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА – интегрированная характеристика качеств личности, готовой осуществлять деятельность в определенных областях.
Компетентность включает в себя набор компетенций, которые обнаруживают себя в различных сферах деятельности.
Компетенции – способности, основанные на знаниях, умениях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в школе и определяют мобильность личности.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 1.Способность жить в поликультурном мире (толерантность) – принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков, религий.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 2. Коммуникативная культура – владение устной и письменной коммуникациями, которые особенно важны для работы и социальной жизни, владение более чем одним языком.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 3. Владение информационными технологиями, понимание их применения.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 4. Способность учиться всю жизнь.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 5.Политическая и социальная компетентность – способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно.
Виды компетенций, формируемых в процессе обучения (по Дж. Равену) готовность и способность обучаться самостоятельно; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; оригинальность мышления; готовность идти на умеренный риск; готовность решать сложные вопросы; настойчивость; доверие; персональная ответственность; способность слушать других и принимать во внимание то, что они говорят; и др.(по списку – 37 компетенций)
Компетенции должны обеспечивать три основные сферы жизнедеятельности человека:
Трудовая сфера устройство на работу, обеспечение средств к жизни; самореализация, возможность карьерного роста
Личная жизнь организация быта, состоявшаяся семейная жизнь, организация досуга, личное восприятие мира
Участие в общественной жизни участие в принятии решения на различных уровнях, солидарность, участие в культурной жизни, развитие общественного единения
Компетентностный подход в образовании. Предполагает освоение различного рода умений, позволяющих в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.
Основная цель – освоение таких умений, которые позволили бы определять свои цели, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.
Главная задача учителя организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы (создание «развивающей среды»).
Организационные формы работы («развивающая среда») работа в малых и больших группах; проекты (в том числе социальные); учебная исследовательская деятельность; работа по индивидуальным учебным планам.