Организация исследовательской деятельности в начальной школе. Пермский край, МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа 3», Митянина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов.
Аннотация Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и развития творческого потенциала учащихся.
Цель проекта формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Задачи проекта изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике. использовать в учебном процессе продуктивные методы обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательский); разработать и провести родительское собрание по данной проблеме; разработать систему консультаций для учащихся по организации проведения исследования и написания исследовательской работы; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска сформировать группу и включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность; провести консультации; осуществлять индивидуальное сопровождение учащихся.
Форма апробации (на базе МОУ «Добрянская СОШ 3» во 2 классе В) проведение родительского собрания; проведение групповых консультаций; индивидуальное сопровождение учащихся; презентация работ на уровне класса; участие в школьной конференции учебно- исследовательских работ учащихся; участие в конференции учебно- исследовательских работ учащихся 1-4 классов на муниципальном уровне.
План-график реализации проекта СодержаниеСрокОтветствен лицо I этап – подготовительный 1.Проведение классного часаСентябрь, 2009 г.Митянина Н.В. 2.Проведение родительского собрания Сентябрь, 2009 г.Митянина Н.В. II этап - основной 1.Проведение групповых консультаций Октябрь- Ноябрь,2009г. Митянина Н.В. 2.Индивидуальные консультацииНоябрь-Февраль, 2010г. Митянина Н.В. 3.Презентация работ на уровне класса Март, 2010г.Митянина Н.В. III этап - итоговый 1.Участие в школьной конференцииМарт, 2010г.Митянина Н.В. 2.Участие в районной конференцииАпрель, 2010г.Митянина Н.В.
Теоретическое обоснование проекта теоретические положения, изложенные в работах Т.М.Давыденко, Л.В.Занкова, И.Б.Котовой, А.И.Савенкова Г.А.Балла, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой; методика исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенкова.
Анализ нормативно-правовой базы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральный Закон РФ «Об образовании», Закон Пермского края «Об образовании», Программа развития образования в Пермском крае до 2010 года, Положение о школьном научном обществе учащихся.
Внедрение в практику элементов проекта Использование элементов исследования в классно – урочной системе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников с. 24 – 34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 1999, с Полат Е.С. Новые педагогические и информационные педагогические технологии: учеб.пособие/Е.С. Полат. М.:Академия, Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. –Самара: Издательство «Учебная литература», –208 с. Сенько Ю.В. Приобщение учащихся к элементам научного исследования и эксперимента // Советская педагогика С Черчель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». – М.: Сентябрь, Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с. 83 – 128. Использованы Интернет ресурсы.