Особенности системы оценки достижения планируемых результатов реализации основной образовательной программы и подходы к ее разработке в образовательном учреждении Т.С. Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
Проблемы в сфере оценивания учебных достижений подмена оценки как компонента учебной деятельности выставлением отметок по 5-ти балльной шкале для обеспечения «накопляемости»; подмена оценки как компонента учебной деятельности выставлением отметок по 5-ти балльной шкале для обеспечения «накопляемости»; отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую; отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую; закрытость для учащихся требований, выполнение которых будет оцениваться, и неразработанность критериальной базы оценивания; закрытость для учащихся требований, выполнение которых будет оцениваться, и неразработанность критериальной базы оценивания; ориентация оценивания только на сформированность предметных ЗУНов; ориентация оценивания только на сформированность предметных ЗУНов;
Проблемы в сфере оценивания учебных достижений использование методов, средств, форм оценивания без учета возрастных особенностей школьников; низкий уровень компетентности педагогов в области целей, задач, содержания, методов, форм и средств организации оценочной деятельности, её роли в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, значении в сохранении психологического здоровья школьников; слабая ориентация образовательного процесса на образовательные достижения каждого ученика.
Место, роль контроля и оценки в учебном процессе должны меняться в направлениях: постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к обучающимся; перехода от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному; сближения школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого выпускника обществом, между которыми в настоящее время, как известно, существует значительный разрыв.
Особенности предлагаемой системы оценки: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценку динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; Особенности предлагаемой системы оценки:
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц
Оценочная шкала количественная порядковая абсолютная (не связанная с учеником) относительная (связанная с самим учеником) ранговаядескриптивная (описательная) рейтинговая аналоговаязнаковая образная (характеристика) языковая
Портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности
Принципы критериального оценивания Критериальность Критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими);
Принципы критериального оценивания Приоритет самооценки Приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы)
Принципы критериального оценивания Гибкость и вариативность Гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);
Принципы критериального оценивания Естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учеников включаются результаты наблюдений за их учебной деятельность в обычных условиях).
Как организовать разработку системы оценивания?
1. Необходимо создать рабочую группу в образовательном учреждении (руководитель, учителя начальной школы, учителя основной и старшей школы, представители Совета школы) 2. Провести «инвентаризацию» действующей организации оценивания в образовательном учреждении и определить степень соответствия характеристикам системы оценивания, предусмотренных в ФГОС. (Таблица 1).
Таблица 1 Оценочный лист системы оценивания на предмет соответствия ФГОС да «+» нет «-» п\п Признаки, характеристикаСистема оценивания СуществующаяСпроектированная 1.Комплексность (предусматривает оценку личностных, метапредметных, предметных результатов) 2.Содержанием критериальной базы являются планируемые результаты 3.Обеспечивает оценку динамики образовательных достижений каждого ученика 4.Предусмотрены персонифицированная и неперсонифицированная процедура оценки 5.Уровневость в разработке инструментария (2-х уровневость) 6.Предусмотрена накопительная система оценивания (портфолио) 7.Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода Вывод:
3. Заполнить матрицу (Таблица 2), отразив в ней основные характеристики существующей системы оценки. Провести анализ, выделить все отсутствующие компоненты или несоответствующие ФГОС.
При проведении анализа можно ориентироваться на следующие вопросы: Какие компоненты в существующей системе оценивания отсутствуют? Какие компоненты существующей системы оценивания не соответствуют характеристикам системы оценивания, предусмотренными ФГОС? Какие компоненты будущей системы оценивания требуют проектирования, конкретизации, разработки?
При проведении анализа можно ориентироваться на следующие вопросы: Что будет концептуальным (теоретическим) основанием для создания процедур, инструментария оценивания? Насколько необходимо обновить существующую системы оценивания (существенно, незначительно, не требуется)? Что необходимо сделать, чтобы осуществить процесс создания новой (обновленной) системы оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы?
4. Провести серию проектировочных семинаров рабочей группы с педагогическим коллективом с целью создания проекта новой системы оценивания. 5. Спланировать действия по преобразованию существующей системы оценивания. (Таблица 3)
План действий по обновлению системы оценивания п\п Содержание действий Сроки исполненияУчастники и ответственные исполнители Ожидаемый результат IНормативно-правовое обеспечение* IIОрганизационно-методическое, учебно-методическое обеспечение* IIIКадровое обеспечение* IVИнформационное обеспечение* VУправление созданием (обновлением) системы оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы *
*Нормативно-правовое обеспечение предусматривает наличие в образовательном учреждении положений, приказов, инструкций и т.п. по осуществлению оценивания, по использованию тех или иных процедур, инструментария *Организационно-методическое, учебно- методическое обеспечение предполагает поэтапное создание не только планов, графиков проведения промежуточной и итоговой аттестации, но и формы и содержание КИМов, критериев, шкал оценивания, средств, форм проведения тех или иных оценочных процедур
*Кадровое обеспечение – предполагает обеспечение профессиональной готовности педагогических и руководящих работников к осуществлению оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с создаваемой системой. *Информационное обеспечение – предусматривает работу со всеми субъектами образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, представителями органов государственно-общественного управления) по своевременному информированию, разъяснению сути происходящих изменений в системе оценивания и их результатах.
*Управление созданием (обновлением) системы оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы- предполагает мотивацию планирования, организацию, контроль за процессом.
6. Последовательно и кратко описать содержание с таблицы 2, отражающей проект системы. Полученное описание разместить разделом 9 основной образовательной программы.