Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей17 Обучение в сотрудничестве Косовцева Н.И. Поташникова Е.М.
Технология Обучение в сотрудничестве Совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Обучение в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Целевые ориентации Обеспечение активности учебного процесса. Достижение высокого уровня усвоения материала. Социализация, формирование коммуникативных умений.
Особенности организации Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера или учителя; Задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Технологическая цепочка Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. Групповая работа Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания. Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Конкурентные преимущества данной технологии В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.
Наиболее эффективная область применения При проведении практических и лабораторных работ по предметам; На уроках практикумов по решению задач; При отработке навыков разговорной речи; При изучении текстов, документов, таблиц; При работе над проектами. Во время подготовки к контрольным работам, зачетам, итоговой аттестации.