Использование сервисов Web 2.0 в образовании и обучении.
Сервисы web 2.0, или социальные сетевые сервисы современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия Блоги, интернет – дневники, комментарии (livejournal.com, blogger.com); Вики (Wikipedia.org, Letopisi.ru, Wiki.iteach.ru); интернет - закладки (Bobrdobr.ru, Memori.ru); Социальные медиахранилища (picasa.com, flikr.com, youtube.com); Социальные сервисы Google; Социальные сети ( ВКонтакте, Одноклассники.ru, Мой Круг, Facebook, MySpace).
Wiki- технология – это технология построения Web- систем, предназначенных для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста, файлов, мультимедиа. Основные идеи, реализуемые Wiki- технологией : возможность редактирования Wiki- статей определенным кругом пользователей ; хранение всех версий Wiki - статей с момента их создания ; быстрая и простая генерация гиперссылок между документами, а также поддержка целостности гиперссылок ; простота языка Wiki- разметки.
Наиболее известные и широко используемые образовательные порталы, разработанные на основе технологии Wiki: Википедия Онлайн - энциклопедия, написанная самими пользователями. Каждый посетитель сайта энциклопедии может внести свой вклад : подправить статью, добавить или удалить информацию Летописи Общенациональный образовательный проект с международным участием wiki.vspu.ru Портал образовательных ресурсов студентов и учителей. Совместная работа по разработке образовательных ресурсов, публикация материалов, обсуждение важных вопросов использования новых технологий в современном образовании. Викизнание wz/index.php/ Викизнание wz/index.php/ Викизнание Проект по созданию большой, полной, современной, бесплатной, максимально свободно распространяемой гипертекстовой электронной энциклопедии
Социальная сеть интерактивный многопользовательский веб - сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.
Принципы социальной сети : Идентификация возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п. Присутствие на сайте возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками. Отношения возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п. Общение возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментировать материалы, которые они размещают внутри социальной сети. Группы возможность сформировать внутри социальность сети сообщества по интересам. Репутация возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети. Обмен возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами, например, фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.
Преимущества использования социальной сети в качестве учебной площадки следующие : привычная среда для учащихся ; в социальной сети человек выступает под своим именем - фамилией ; технология позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент ; возможность совместной работы ; наличие форума, " стены ", чата ; каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь ; активность участников прослеживается через ленту друзей ; удобно использовать для проведения проекта.
Проблемы, связанные с использованием социальной сети при обучении : зачастую, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и информационно - коммуникационных и телекоммуникационных компетенций преподавателя. И, конечно же, очень важно, чтобы преподаватель интуитивно чувствовал аудиторию и целесообразно подбирал под нее учебную площадку и инструменты.
Потенциал социальной сети Вконтакте в образовании Возможность создания нового сообщества - академической группы в рамках которых учитель информатики может : осуществлять дистанционное обучение ; управлять и наблюдать за внеклассной деятельностью школьников по предмету.
Разделы «Академической группы» Академическая группа Обсуждения Записи на стене Документы учебного назначения Ссылки на учебные материалы Фотографии Аудио и видеозаписи Свежие новости
Социальные сервисы Google Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей, и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества. Среда Google = Общение + Сотрудничество.
Социальные сервисы Google Среда Google предлагает возможности для совместной работы учителя и обучаемых над документами, электронными таблицами и презентациями. Интерфейсы основных « офисных » приложений Google ( объединены и позволяют педагогу и школьникам редактировать, комментировать документы и таблицы, публиковать их в сети.
Современный курс дистанционного обучения должен строиться на следующих концептуальных педагогических положениях : В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого ; Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации ; Умел работать с информацией, используя различные способы познавательной деятельности ; имел возможность работать в удобное для него время. Наиболее удачны в этом отношении : обучение в сотрудничестве ( для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях ), метод проектов ( для творческого интегрированного применения полученных знаний ), исследовательские, проблемные методы.
Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным : тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов ; максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения ; наличие эффективной и оперативной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию ; постоянное поддержание мотивации учащегося ; необходимость учитывать особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс при определении содержания и структурировании всего учебного материала.