Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровской области Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства Особенности организации профессионального обучения взрослого населения Докладчик: Пуряев Дмитрий Александрович - Руководитель Центра дополнительного образования ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» Кемерово, 2012
Проблема обеспечения занятости населения сегодня является самой актуальной из социальных проблем человека. А одной из форм социальной защиты незанятого населения является повышение его конкурентоспособности через профессиональное обучение. Но обучение взрослого населения - безработных граждан и незанятого населения – это не то же самое, что обучение выпускников школ, не имеющих опыта работы (хотя среди безработных присутствуют и эти граждане). В данном случае объект профессионального обучения - взрослые люди, имеющие профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, но вместе с этим утратившие в какой-то мере навыки обучения. Психологические особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению. Необходимо ответить на ряд вопросов: Что же представляет собой обучение взрослых сегодня? Как необходимо организовать это обучение? Каковы особенности взрослых обучающихся и каким должен быть преподаватель? Эти и многие другие вопросы встают перед учебными заведениями занимающихся профессиональным обучением взрослого населения.
Особенности обучаемого контингента: различный возрастной спектр; разный образовательный уровень; направленность на престижные виды деятельности; повышенные мотивационные аспекты, определяющие их социальную и экономическую потребность; особенности профессионального обучения взрослого населения - выдвигают ряд проблем в организации и самого учебного процесса Их можно сформулировать так: невозможность комплектования учебных групп по возрасту и образованию требует дифференцированного подхода к обучению; противоречия между сроками обучения и требованиями рынка труда к высокому квалификационному разряду; необходимость организации обучения на учете жизненного опыта обучаемого; обязательность интенсивного обучения; школьный подход в преподавании вызывает негативную реакцию у слушателя.
Какие же технологии наиболее подходят для обучения взрослого населения? Как показывает опыт содержание образования взрослых должно быть практикоориентированным, с опорой на жизненный и профессиональный опыт обучающихся, имеющиеся у них образование, а также высококонцентрированным и интенсивным, это возможно, только если использовать: Модульно-блочные и интегрированные многоуровневые программы обучения. Использование подобных программ позволяет осуществлять компетентностный подход в образовании взрослых, делая упор на профессиональную необходимость в обучении. Индивидуальный подход в обучении проявляется также в разработке индивидуальных учебных планов в соответствии с запросами работодателя, что предполагает и организацию учебного процесса в соответствии с этим планом. Активные методы, приближающие к непосредственно жизненной практике. Поэтому при обучении взрослых мы используем деловые игры, уроки-аукционы, игры-кроссворды, производственные ситуации, компьютерные технологии и другие.
Как организовать обучение? Специфику методов, средств и условий обучения характеризуют особенности группы обучаемых, которые определяются особым статусом взрослого человека, при наличии сформированного жизненного пространства, зачастую находящегося в состоянии профессиональной, социальной и даже психологической незащищенности Таким образом, обучение взрослых должно быть максимально адаптивным к изменяющимся условиям и требованиям рынка труда. В качестве основных направлений, обеспечивающих активный адаптивный характер профессионального переобучения взрослого населения, следует выделить: научно-методическое обеспечение профессионального обучения; разработку интенсивных методов обучения и переобучения; разработку методики определения оптимального пути обучения с учетом имеющегося уровня образования и уровня профессиональной подготовленности; разработку системы модульного обучения; изучение профессиональных ожиданий в соответствии с динамической ситуацией на рынке труда; организацию профессиональных ориентационных сетей; анализ психологических особенностей переобучения взрослых.
Преподаватель, работающий с взрослыми обучающимися, действует в совершенно иной ситуации по сравнению с учителем в школе или преподавателем техникума. Его аудитория это взрослые, сложившиеся люди, обладающие жизненным и профессиональным опытом со всеми вытекающими из этого преимуществами и ограничениями. Можно выделить три группы компетентности преподавателя Дидактический Профессиональный Личностный
Типология целей обучения Аспект компетентности преподавателя ДидактическийПрофессиональныйЛичностный Передача знаний 1. Навыки публичного выступления и проведения лекций- бесед. 2. Навыки диагностики аудитории и формирования мотивации слушателей Компетентность в профессиональной области, владение профессиональным инструментарием Умение вызывать интерес к собственному опыту, а для этого наличие опыта чувственных переживаний в области профессиональной деятельности Формирование ориентации на изменение 1. Создание проблемных ситуаций, провоцирующих слушателей на оценку собственного опыта и выявление существующих ограничений. 2. Навыки проектирования и проведения групповых обсуждений Знакомство с самыми новыми подходами, навыки диагностики ситуации в организации, выделения проблем 1. Обращение к опыту собственного развития, преодоления кризисов. 2. Задание образа желаемого будущего для слушателей – презентация некоторого образа успешной личности и профессионал
Формирование индивидуального поведения Навыки проектирования упражнений на отработку профессиональных навыков, умения проводить оценку эффективности профессиональной деятельности, индивидуальное консультирование и разработку рекомендаций по индивидуализации обучения Владение широким инструментарием профессиональных средств и навыками рефлексии профессиональной деятельности, а также навыками передачи их другим Лидерские навыки – авторитетность, убедительность, психологическая компетентность, проницательность, коммуникативная гибкость Формирование группового (организационного) поведения 1. Умение создавать специальные учебные программы, ориентированные на решение конкретных организационных проблем. 2. Умение проектировать и проводить групповые процедуры, направленные на решение проблем, формирование программ, создание проектов 3. Навыки модерации и фасилитации групповой работы Навыки диагностики корпоративной культуры, наличие нескольких схем организации профессиональной работы и разного инструментария 1. Толерантность к чужим точкам зрения, диалогичность. 2. Отсутствие лидерской ориентации, готовность работать в качестве ассистента в группе
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что главная цель профессионального обучения взрослых, в том числе безработных граждан и незанятого населения, есть повышение конкурентоспособности специалистов, с целью дальнейшего трудоустройства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов развития рынка труда. В связи с этим такое обучение должно обязательно ориентироваться на государственные образовательные стандарты, но при этом учитывать особенности производства данного региона, и требований к уровню профессиональной подготовки предъявляющих отвечающего современному рынку труда. Не надо забывать интересы обучаемых его индивидуальные особенности, образовательный и производственный опыт.