Тема самообразования «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Цель работы: изучение здоровьесберегающих технологий и внедрение их в образовательный процесс в начальных классах. Задачи: Изучить литературу о здоровьесберегающих технологиях; Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом; Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков; Разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям здоровьесберегающих технологий; Апробировать данную модель на практике.
Здоровье – это не все, что нужно человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не нужно.
Требования к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения: гигиенические условия в классе, разнообразие видов учебной деятельности и их чередование, использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, динамические и физкультпаузы, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, благоприятный психологический климат на уроке
Приёмы: –Двигательные физминутки. –Пальчиковые гимнастики. –Гимнастику для глаз. –Дыхательные упражнения. –Точечные массажи. –Музыкальную терапию. –Цветотерапию.
Упражнения для физкультминуток: упражнения по формированию осанки, упражнения по укреплению зрения, упражнения по укреплению мышц рук, упражнения для отдыха позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, психогимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Цветотерапия: Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Интеграция темы здоровьесбережения в содержание уроков русского языка. Анализ пословиц и поговорок. Словарная работа. Написание диктантов и творческих работ соответствующей тематики. Анализ содержания упражнений, предлагаемых учебником «Русский язык». Подбор заданий для самостоятельной работы.
Анализ пословиц и поговорок «Имя существительное» Болезнь с грязью в дружбе. «Имя числительное» Лакомств тысяча, а здоровье одно. Лучше семь раз вспотеть, чем один заиндеветь. «Местоимения» Прежде, чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть. «Глагол» Пешком ходить – долго жить. Курить – здоровью вредить. Здоровье не купишь. Выспишься – помолодеешь.
«Наречие» Чисто жить – здоровым быть. Кто хорошо жуёт, тот долго живёт. «Понятие о соединительных союзах и, да» Чистота и здоровье – родные сёстры. «Предложения с однородными членами» Человека лень не кормит, а здоровье его портит. «Правописание слов с сочетаниями жи – ши» Маленький ужин продлевает жизнь. «Правописание слов с парными согласными» Здоровье в порядке – спасибо зарядке. «Устаревшие и новые слова» Береги здоровье как зеницу ока. «Разделительный ь» Люди с самого рожденья Жить не могут без движенья. «Антонимы» Горьким лечат, а сладким калечат.
Словарная работа 1. При знакомстве с правописанием названий овощей и фруктов – картофель, помидор, банан, морковь, огурец – обращается внимание на то, что эти продукты богаты витаминами и минеральными веществами. 2. Беседа о пользе плавания проводится при изучении слова бассейн. 3. Компьютер – дети вспоминают правила гигиены зрения при работе на компьютере. 4. Комната – должна быть чистой, светлой, проветренной. 5. Здравствуйте – пожелание здоровья. 6. Завтрак, обед, ужин – беседа о соблюдении режима питания.
Анализ содержания упражнений, предлагаемых учебником «Русский язык» Учебник «Русский язык» для 4 класса («Атамура», 2004) Стр. 16, упр. 50 – о пользе хлеба. Стр. 49, упр. 166 – о многообразии видов каш, их питательной ценности. Стр. 72, упр. 258 – о пользе бананов. Стр. 207, упр. 707 – о плавании
ГУ «Средняя школа 13 города Рудного» ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы) Иванова Ю. В., учитель начальных классов 2011 год
Будьте здоровы!
Иванова Ю. В., учитель начальных классов ГУ «Средняя школа 13 города Рудного»