МБДОУ детский сад комбинированного вида 20 г.Чехов
1. Актуальность. 2. Понятия. 3. Особенности зрительного восприятия детей средней группы. 4. Фотографии из опыта работы. 5. Литература.
В моей группе находятся дети с нарушением зрения: сходящееся косоглазие, гиперметропия, амблиопия, астигматизм. Для того, чтобы проводить коррекционную работу с детьми, мы создали в группе сенсорную зону. Она помогает нам проводить коррекционно-педагогическое воздействие на формирование перцептивной активности, потребности, умений, навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные возможности детей и способствуют восстановлению зрительных функций.
Сенсорная зона * специально организованная предметно- пространственная среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия Основные требования к предметно-развивающей среде: * оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования
Зрительное восприятие * совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы * обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов * позднее информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов
Восприятие цвета * сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно тона) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отраженного поверхностью света * механизмы восприятия цвета врожденные, они локализуются на уровне подкорковых образований мозга
Восприятие пространства * связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная * выделяется 2 группы перцептивных операций: Первая обеспечивает оценку удаленности объектов. Важнейшей операцией этой группы является оценка удаленности на основе бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трехмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллекса движения (признак, связывающий удаленность объекта с угловой скоростью его смещения при определенных движениях наблюдателя). Вторая обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение выполняет роль неподвижной системы отсчета.
Восприятие движения * характеризуется высокой константностью – видимая скорость движущегося объекта обычно гораздо больше соответствует его абсолютной скорости, чем угловой. Константность имеет место при восприятии как реального, так и кажущегося движения
* совершенствуется умение планировать свои действия * формируется умение создавать и воплощать определенный замысел * интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми * восприятие становится более расчлененным * овладевают умением обследовать предметы * выделяют отдельные части и устанавливают соотношения между ними * на основе знакомства с основными образами (эталонами) дети правильно оценивают цвет, форму, величину, пространственные отношения предметов * начинают выделять общие признаки предметов, группировать предметы по внешним свойствам, материалу, назначению
« Наложи предмет на силуэт» Цель. Учить соотносить реальное изображение с контурным.
Цель. Учить соотносить геометрические фигуры и подбирать предметные изображения
Цель. Развивать зрительное внимание, учить ориентироваться в микропространстве, выполнять задание по образцу.
Цель. Учить сравнивать объекты с учетом формы. Цель. Учить сравнивать объекты с учетом двух свойств – цвета и формы.
Цель. Формировать целостный образ предмета.
Цель. Закрепить понятие величины. Учить выкладывать матрешек в порядке возрастания и убывания.
Цель. Учить соотносить предметы по цвету на глаз с последующей проверкой.
Цель. Продолжать учить различению цветов.
Цель. Закреплять умение группировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук.
Цель. Знакомить с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре.
Цель. Совмещение силуэтного изображения с реальным предметом.
Цель. Рассмотреть зашумленный рисунок и подобрать соответствующую картинку.
Цель. Учить соотносить цвет и форму.
Цель. Формировать умение расчленять форму предмета на элементы, развивать мелкую моторику. При остроте зрения 0.4 – 1.
Цель. Закрепить знание объемных форм, цветов и их названий.
Цель. Закрепить умение узнавать и подбирать геометрические формы к предметам.
Цель. Продолжать формировать целостный образ предмета.
Цель. Учить обводить фигуры по внутреннему и внешнему контуру.
Цель. Учить рассматривать и совмещать картинки.
Цель. Учить рассматривать и совмещать картинки с силуэтным изображением.
Цель. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук. При остроте зрения 0.2 – 0.4При остроте зрения 0.4 – 1.
Цель. Повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики.
Цель. Повышение остроты зрения, развитие тонких дифференцированных движений пальцев и рук.
Цель. Развитие тонких дифференцированных движений рук и пальцев.
Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь.
Тренажер Базарного В.Ф. Цель. Развитие зрительно-моторной координации.
Цель. Тренировка прослеживающей функции глаз.
Цель. Тренировка прослеживающей функции глаз и развитие мелкой моторики.
Цель. Развитие глазодвигательной функции и ориентировка в макропространстве.
Малева З.П. «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению». Москва, «Парадигма», 2009г. Зинченко В.П. «Большой психологический словарь». Литвак А.Г. «Психология лиц с нарушением зрения». Стребелева Е.А. «Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие». Москва, «Академия», 2002г. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». М., «Просвещение», 1978г. Запорожец А.В. «Сенсорное воспитание дошкольников». М., изд. АПН РСФСР, 1963г. Венгер Л.А, «Воспитание сенсорной культуры ребенка». Москва, «Просвещение». 1988г.