Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска Муниципальная педагогическая конференция « Современные технологии как средство повышения качества дошкольного образования» Учитель- логопед: Сысоева Н.А.
Тема: Информационные технологии в работе с безречевыми детьми дошкольного возраста.
Цель : Индивидуализировать обучение и сделать коррекционный процесс более эффективным с помощью специализированных компьютерных программ.
Выявление скрытых проблем детей, которые можно сделать видимыми с помощью использования специализированных компьютерных программ. Развитие мотивации детей к речевому общению. Коррекция речевых дефектов и общих речевых навыков с помощью использования специализированных компьютерных программ. Задачи:
АКТУАЛЬНОСТЬ Для современной логопедии проблема работы с безречевыми детьми несмотря на свою малоразработанность, крайне актуальна. Проведённое нами обследование безречевых детей 3-4 лет установило, что их общей чертой является снижение мотивации к использованию речи в целях общения. Исследование показало, что для развития мотивации к общению и занятиям большую роль играет использование информационных технологий, а в частности специализированных компьютерных программ. В век информационных технологий использование компьютера на индивидуальных занятиях расширяет возможности в работе логопеда и позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным.
Использование информационных технологий; Опора на разные виды деятельности, причём логопед старается удивить, заинтересовать, увлечь ребенка своими занятиями; Использование максимального количества анализаторов; Активное включение воспитателей и родителей в работу, направленную на стимуляцию общения. Работа с безречевыми детьми строится с учётом следующих основных принципов:
Дельфа – 130 показывает на экране: Интенсивность голоса; Длительность произношения звука, слова, слога, фразы; Носовой оттенок речи; Ударение; Ритм; Темп; Быстроту реакции.
Выдох: Упражнения применяются для выработки длительного, устойчивого выдоха и активного короткого выдоха. 1. Задуй свечки. 2. Чашка чая.
Слитность: Это упражнение позволяет отработать правильное речевое дыхание. 1. Бабочка: Бабочка порхает при слитном произнесении звука (текста) и садится на цветок, если пауза превышает допустимую. 2. Сказочный замок: При слитном произнесении звука (текста), картинка окрашивается разными цветами. На паузах смены цветов не происходит. Эти упражнения позволяют работать над речевым дыханием: правильным полным вдохом, экономным выдохом, а также над слитностью речи.
Громкость: Это упражнение помогает научить детей произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране 1. Колобок: Ребёнку предлагается говорить в микрофон громко и тихо. Чем сильнее будет звук, тем шире колобок на экране откроет рот. 2. Бегемотик: Действия упражнения на этом сюжете ничем не отличаются от Колобка.
Длительность звука: Это упражнение используется для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи. 1. Елочка: Ребёнок произносит слитно, долго, громко и плавно, например, гласный звук в микрофон, а в это время на ёлке один за одним загораются фонарики и в конце упражнения начинает пульсировать наконечник. 2. Репка: То же что и Ёлочка, только на экране один за одним появляются персонажи сказки Репка и в конце они вытягивают репку.
Слоговой Ритм: Это упражнение позволяет отработать слитное произнесение слогов, слов, фраз 1. Скатерть – самобранка: С каждым чётко произнесённым слогом (словом), на скатерти появляется новый предмет.
Гласные звуки: Это упражнение применяется для выработки правильного произношения гласных звуков, а также устранения носового оттенка речи и коррекции отклонений высоты голоса от нормы. 1. Вертолёт: Произнося гласные звуки и изменяя высоту голоса, ребёнок управляет вертолётом: поднимает его до вершины горы и опускает на землю. Каждому гласному звуку соответствует своя высота подъёма. Так же можно произносить и звонкие согласные. 2. Подводная лодка: Принцип действия этого сюжета аналогичен предыдущему.
Согласные звуки: Это упражнение предназначено для отработки правильного произношения согласных звуков. 1. Пароход: Ребёнок произносит звуки (с, ш, ф и др) и следит за перемещением облачка пароходного дыма. Если звуки произносятся правильно, облачко поднимается соответственно до солнышка, шара, флага) 2. Фонтан: При произнесении звуков струя воды поднимается соответственно до солнца, воздушного шарика и фигуры у фонтана.
Звуковая реакция: Это увлекательное упражнение поможет сформировать и автоматизировать навык голосообразования (включение голоса, умение быстро и громко произносить короткие, изолированные звуки, слоги, поможет выработать быстроту реакции, а так же автоматизировать некоторые гласные и согласные звуки. 1. Космический стрелок: Чтобы поразить движущуюся мишень, ребёнку нужно быстро и громко произнести в микрофон звук (слог или односложное слово). При произнесении из лазерной пушки корабля вылетает тонкий луч, и если он на своём пути встретит мишень, произойдёт взрыв. 2. Индеец: По одной из легенд злой волшебник превращается в хищную птицу. Племя индейцев борется с ним. Как только стрела индейца поражает птицу, в небе вспыхивают молнии.
Автоматизация звуков: Это упражнение позволяет автоматизировать поставленные звуки. 1. Ёжик: В начале нужно записать образцы звуков, произношение которых нужно автоматизировать. На экране появляется ёжик и ребёнку нужно собрать все грибы, приближая к ним ёжика. Ёжик движется по экрану повинуясь голосу ребёнка.
Потешки – наилучший речевой материал в этом возрасте. Логопед стимулирует детей к договариванию звуков, слогов, слов потешки. Обыгрывание и пропевание вместе с героями – очень эффективный приём для стимулирования и развития речи и общих речевых навыков.
Звукоподражания – ребёнок видит на экране животное (птицу) и слышит, как тот подаёт голос, логопед стимулирует ребёнка к звуковым реакциям.
Звукоподражания
Динамическая наглядность – для изучения глаголов, накопления сначала пассивного предикативного словаря и дальнейшей его актуализации.
Забавный персонаж рассказывает ребёнку о своих действиях, затем логопед просит ребёнка сделать так же, используя звуковые комплексы – Ух! Эх! Оп! т.п. в зависимости от речевых возможностей каждого ребёнка.
Средние показатели на начало обучения (сентябрь, старшая группа). а – Контрольная группа; б – Экспериментальная группа. 1 – Уровень развития речи; 2 – Уровень развития общих речевых навыков; 3 – Мотивированность к речи и занятиям
Средние показатели при окончании обучения (май, подготовительная группа). а - Контрольная группа; б – Экспериментальная группа. 1 – Уровень развития речи; 2 – Уровень развития общих речевых навыков; 3 – Мотивированность к речи и занятиям.
Вывод Наш опыт показал, что использование описанных выше приёмов повышает мотивацию к общению у безречевых детей и является мощным стимулятивным средством для развития речи и общих речевых навыков детей. На занятиях с использованием компьютера большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у них больший интерес, чем обычные иллюстрации. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.