Инжиниринг и реинжиниринг Дисциплина для специальности – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ РГУИТП Великий Новгород, 2012
Лекция 1 Введение. Смысл и содержание методологии реинжиниринга. Основные способы реинжиниринга. Основные этапы выполнения проекта реинжиниринга
Фрагмент учебного плана ИндексНаименование дисциплины Всего часов Из них Аттес- тация лекпрккрсрс ДС.06Инжиниринг и реинжиниринг зач.
Место дисциплины в учебном процессе 1-й курс2-й курс3-й курс4-й курс5-й курс (2012/2013) Информатика Статистические методы в управлении качеством Проектирование систем качества Исследование операций Менеджмент и маркетинг Средства и методы в управлении качеством Инжиниринг и реинжиниринг Метрология, стандартизация и сертификация в инновационной сфере Основы теории управления Аудит качестваВсеобщее управление качеством (по отраслям) Управление процессами Выпускная квалификаци- онная работа
Введение Инжиниринг является новой для России формой реализации знаний как товара. – сайт «Современный инжиниринг»
Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности выпускника являются проектирование и поддержание эффективного функционирования систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций, а также поддержание режима постоянного совершенствования
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества Общий менеджмент Менеджмент качества наст. время Система Тейлора Management By Quality Management By Objectives SQC, Теория надежности, Планирование экспериментов Классическая школа менеджмента, Доктрина «человеческих отношений» TQC, CWQC (Company Wide Quality Control ), QC-circle, Zero-Defects, Семь инструментов качества, Инжиниринг качества (методы Тагути, QFD) Матричная организационная структура. Системный, Ситуационный, Поведенческий подходы «Отраслевой» менеджмент: - финансовый - персональный - в проектировании - инновационный - в маркетинге - в производстве - конкурентоспособ- ности - риска TQM > ISO 9001:1994 > ISO 9001:2000 > ISO 9001:2008 ISO :1993 >ISO 9004:2001 > ISO 9004:2009 (принципы Деминга, Six Sigma, TPM, LP…)
гг. Примечательно, что в это время даже широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом еще называются системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов кaчecтвa), QC-circles (методы Тагути), QFD и т. д. В это время активно формируется направление, которое в отличие от менеджмента качества имеет смысл назвать инжиниринг качества. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. Наиболее характерным примером является система ZD («Ноль дефектов»), однако и другие системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента».
Определение инжиниринга Инжиниринг происходит от английского слова "engineering", что означает сооружать, проектировать, устраивать, затевать, придумывать, изобретать». Инжиниринг определяют как совокупность интеллектуальных видов деятельности, имеющей своей конечной целью получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения за счет наиболее рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов в их единстве и взаимосвязи, а также методов организации и управления, на основе передовых научно- технических достижений и с учетом конкретных условий и проектов.
Определение инжиниринга Бизнес-инжиниринг (business-engineering) – это современная технология управления, основанная на формальном, точном, полном и всестороннем описании деятельности компании путем построения ее базовых информационных моделей во взаимодействии с моделью внешней среды. Использование бизнес-модели для принятия всех управленческих решений и формирования регламентов управления как системы непротиворечивых указаний является отличительной особенностью бизнес- инжинирингового подхода в менеджменте.
Инжиниринг – сфера высоких технологий Согласно И.Ансоффу, для того, чтобы противостоять среде, сложность и быстрота решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в среде. Введение курса «Инжиниринг и реинжиниринг» в подготовку отечественных специалистов в области управления качеством продиктовано пониманием исключительной важности предотвращения технологического отставания страны, а также создания условий для ее устойчивого развития. Примечание: ГОСТ Р Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития
Обобщенный трафарет организационного бизнес-моделирования
Законы организации и развития систем - основа инжиниринга 1. Закон полноты частей системы (ЗПЧС). Этот закон дает ответ на вопрос о специализации элементов любой активной (работоспособной) системы и появлении свойства ее автономности. Согласно ему, необходимый и достаточный для обеспечения автономности системы (выполнения ею функций независимо от других систем) «запускающий» набор специализированных элементов (функциональный центр) должен включать: - рабочий орган (РО), - передаточный орган или трансмиссию (Тр), - преобразователь (Пр), - источник (И) потоков, систему управления (СУ), - информационную систему (ИС).
Функциональная структура организации
Законы организации и развития систем - основа инжиниринга 2. Закон минимальной работоспособности частей системы (ЗМРЧС). Его звучание следущее: Для того, чтобы система была минимально работоспособной, необходимо и достаточно, чтобы все элементы ее функционального центра (РО, Тр, Пр, СУ-ИС) имели «пороговую» работоспособность (хотя бы «троечку»). К примеру, если ввести некоторую четырехбалльную шкалу оценки работоспособности (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно»), то в случае потери работоспособности хотя бы одного элемента функционального центра (перехода на уровень ниже «удовлетворительно»), вся система становится неработоспособной.
Общая схема процессов в модели TQM
гг. В СССР эта тенденция (системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента») проявлялась наиболее отчетливо в: Саратовской системе БИП (бездефектного изготовления продукции), Львовской СБТ (системы бездефектного труда), Горьковской КАНАРСПИ (качество-надежность- ресурс-с первых изделий), Ярославской НОРМ (научной организации работ), Комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП).
Горьковская система КАНАРСПИ (качество- надежность-ресурс-с первых изделий) Сущность системы Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства (ТПП) Критерий управления Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям Объект управления Качество изделий и качество труда коллектива Область применения Проектирование, технологическая подготовка производства, производство Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в гг.
Механизм оценки конкурентоспособности организации (предприятия)
МС ИСО 9001: Область применения 1.1 Общие положения Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям; ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного её улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
Зрелая (конкурентоспособная) организация работает эффективно и результативно и достигает устойчивого успеха с помощью: понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон мониторинга изменений в окружающей деловой среде организации определения возможных областей для улучшений и инноваций определения и развертывания стратегии и политики установления и развертывания соответствующих целей управления процессами и ресурсами создания уверенности в своих сотрудниках, приводящей к повышению мотивации, приверженности и вовлеченности установления взаимовыгодных отношений с поставщиками и партнерами Модель зрелости организации по ГОСТ Р ИСО
14 принципов менеджмента качества по Демингу 1.Постоянство цели улучшение продукции и обслуживания. 2.Новая философия для нового экономического периода путем познания менеджерами своих обязанностей и принятия на себя лидерства на пути к переменам. 3.Покончите с зависимостью от массового контроля в достижении качества; исключите необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, «встроив» качество в продукцию. 4.Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене ; вместо этого следует минимизировать общие затраты и стремиться к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого в производстве. 5.Улучшайте каждый процесс для улучшения качества, повышения производительности и уменьшения затрат. 6.Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. 7.Учредите «лидерство» ; процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу; необходимо тщательно рассмотреть систему управления персоналом.
14 принципов менеджмента качества по Демингу 8.Изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия. 9.Разрушайте барьеры между подразделениями ; исследования, проектирование, производство и реализация должны быть объединены, чтобы предвидеть проблемы производства и эксплуатации. 10.Откажитесь от пустых лозунгов, призывов для производственного персонала, таких, как «ноль дефектов» или новые задания по производительности. Такие призывы бессмысленны, так как подавляющее большинство проблем возникает в системе и находится вне возможностей работников. 11.Устраните произвольно установленные задания и количественные нормы. 12.Дайте работникам возможность гордиться своим трудом ; устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом. 13.Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию. 14.Необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.
Этапы функционирования СМК
Факторы, влияющие на успех проекта улучшения
ГОСТ Р ИСО улучшение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на увеличение способности выполнить требования (3.1.2) к качеству. Примечание - Требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность (3.2.14), эффективность (3.2.15) или прослеживаемость (3.5.4) постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования (3.1.2). Примечание - Процесс (3.4.1) установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) (3.9.6) и заключения по результатам аудита (проверки) (3.9.7), анализ данных, анализ (3.8.7) со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям (3.6.5) или предупреждающим действиям (3.6.4).
Модель процесса «Управление улучшениями»
ГОСТ Р ИСО Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают: анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения; установление целей улучшения; поиск возможных решений для достижения целей; оценивание и выбор решений; выполнение выбранных решений; измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели; оформление изменений.
ГОСТ Р ИСО ISO 9004 ISO 9001 Общая структура для удобства совместного использования
Действующие международные стандарты ISO серии 9000 ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (ГОСТ Р ИСО ) ………… ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. (ГОСТ Р ИСО ) ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. (ГОСТ Р ИСО )
ГОСТ Р ИСО (ПРИЛОЖЕНИЕ Б Процесс постоянного улучшения) Стратегической целью организации является постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации и обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам. Имеются два основных подхода к проведению постоянного улучшения процессов: а) проекты прорыва (кайро), ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрению новых процессов; как правило, их осуществляют многопрофильные группы вне обычной деятельности; б) деятельность по поэтапному постоянному улучшению (кайдзен), проводимая работниками в рамках существующих процессов.
ГОСТ Р ИСО (ПРИЛОЖЕНИЕ Б Процесс постоянного улучшения) Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают: определение целей и краткое описание проекта по улучшению; анализ существующего процесса ("такого, как есть " процесса) и возможностей реализации изменения; определение и планирование улучшения процесса; внедрение улучшения; верификацию и валидацию улучшения процесса; оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
ГОСТ Р ИСО (ПРИЛОЖЕНИЕ Б Процесс постоянного улучшения) Постоянное улучшение при помощи любого из двух указанных методов включает в себя: причину улучшения - проблему процесса следует определить, а область для улучшения выбрать, указав на причину работы над ней; фактическую ситуацию - надо оценить результативность и эффективность существующего процесса. Соберите и проанализируйте данные для выявления типов проблем, которые чаще всего возникают. Выберите конкретную проблему и поставьте задачу по улучшению; анализ - следует определить и проверить первопричину проблемы; идентификацию возможных решений - исследуйте альтернативные решения. Необходимо выбрать и внедрить лучшее решение, т.е. такое, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение; оценку последствий - следует подтвердить, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, что решение сработало и задача по улучшению выполнена; внедрение и стандартизацию нового решения - необходимо заменить старый процесс на улучшенный, таким образом предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин; оценку результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению - результативность и эффективность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть применение его решения еще где-нибудь в организации.
Методы, используемые для решения задач менеджмента качества Задачи менеджмента качества, в том числе в рамках TQM Методы, применяемые для решения задач МК 1. Ситуационный анализ положения предприятия на рынке Методы ситуационного анализа (SWOT- анализ, анализ конкуренции и др.) 2. Обоснование целесообразности создания / внедрения системы МК Стратегическое планирование, стратегический менеджмент (Strategic Planning, Strategic Management, BSC) 3. Расчет затрат на создание / внедрение системы Бюджетирование (Budgeting), сметное ценообразование (Cost Estimating ), ABC - method 4. Выбор специализированной компании – исполнителя Контрактинг (Contracting) 5. Разработка проекта и организация внедрения системы Управление инвестициями (Investment Management), Управление проектами (Project Management) 6. Изменение технологии процессовРеинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering)
Методы, используемые для решения задач менеджмента качества (продолжение) Задачи менеджмента качества, в том числе в рамках TQM Методы, применяемые для решения задач МК 7. Изменение организации процессовУправление изменениями (Change Management), Метод Точно-во-время (Just-in- Time Management) 8. Контроль за эффективностью работы системы МК Управление ресурсами (Resourse Management), Управление изменениями (Change Management) 9. Организация целевого управления персоналом, включая обучение, формирование команд и пр. Управление персоналом (Personal Management), Управление знаниями (Knowledge Management) 10. Сертификация системы МКСпециальная методология сертифицирующих организаций и компаний 11. Использование современных информационных технологий Информационные системы и технологии, пакеты специальных программных средств (Knowledge Engieering, Work Flow, Microsoft Project etc.) 12. Завершение проекта / переход к новому проекту развития системы МК Управление проектами (Project Management)
Условия улучшения качества в рамках двух подходов по ИСО Воспитание приверженность к качеству Теория Y; Z Вовлечение всего персонала в работу по качеству Научный подход (Инжиниринг качества: 7+7; SQC; QFD; DOE; FMEA;FTA; SIX SIGMA и др.) Выделенные ресурсы 1. Постоянное улучшение существующего процесса (ИСО 9004 : 2000) KAIZEN 2. Радикальная перестройка процессов (ИСО 9004 : 2000) KAIRYO; REENGINEERING Пирамида улучшения качества
Модель СМК в соответствии с ГОСТ Р ИСО
Трехуровневая структура (модель) СМК по JIS/TR Q 0005: Устойчивое развитие 4.2 СМК для реализации бизнес-стратегии принципов СМК 1 Инновации СМК 5 Знания и инновации 12 Инновация СМК 6 Система менеджмента качества 2 Постоянное улучшение СМК 7 Ответственность руководства 8 Менеджмент ресурсов 11 Оценка удовлетворенности заинтересованных сторон 10 Улучшение СМК 3 Постоянное улучшение 9 Процессы ЖЦП Требования заинтересованных сторон Удовлетворенность заинтересованных сторон
Виток спирали развития качества в рамках функционирования СМК Вектор развития качества O A B C D I II III IV Планирование качества Улучшение качества Обеспечение качества Управление качеством
Введение. Смысл и содержание методологии реинжиниринга. Реинжиниринг бизнес-процессов (Вusiness Process Reengineering BPR) – методология совершенствования путем фундаментального переосмысления, радикальной модификации или даже коренного перепроектирования процессов, нацеленная на достижение существенного улучшения критических показателей исполнения деятельности в организации.
Смысл и содержание методологии реинжиниринга. Реинжиниринг – это не тот инструмент, который нужно использовать для достижения, например 10% улучшения; Реинжиниринг всегда нацелен на прорыв или хотя бы на достижение радикального улучшения; Стратегическое назначение реинжиниринга – достижение переломных улучшений критических показателей исполнения деятельности в организации
Реинжиниринг делового процесса
Перечень улучшения критических показателей деятельности увеличение добавленной ценности; улучшение показателей качества процессов и/или продукции; снижение затрат и рост прибыли; сокращение времени производственного цикла; повышение конкурентоспособности не только продукции, но и организации в целом; ……
Место BPR в СМК BPR - это способ достичь тех целей, которые долгое время считались теоретически достижимыми, но на деле у большинства организаций не доставало ни технологий, ни мужества использовать их. BPR – это способ достижения большей выгоды, и это в самом деле является назначением метода достижение выгоды как с точки зрения лучшего удовлетворения потребителей, так и с точки зрения улучшения результатов работы организации.
Место BPR в СМК (продолжение) BPR это инструмент, специально разработанный, чтобы помочь в обстоятельствах, требующих масштабных изменений, обеспечить которые используемые схемы улучшения процессов не в состоянии. Это не означает, что BPR заменяет собой постоянные (непрерывные) улучшения, ничего подобного. Если вы провели реинжиниринг некоторого процесса, то далее потребуются методы непрерывного улучшения (continuous improvement), носящие технологический характер, которые нужно применять, дабы не проиграть в будущем.
Отличие процесса постоянного улучшения от корректирующих и предупреждающих действий Каким образом должен осуществляться процесс постоянного улучшения? Процесс постоянного улучшения есть простая совокупность корректирующих и предупреждающих действий? п Постоянное улучшение =(?)=(?) п Корректирующие действия +п Предупреждающие действия
Стадии процесса постоянного улучшения 1Выбор процесса Методология решения проблем (см. темы курса СМУК) 2Описание и оценка процесса 3Улучшение процесса и стандартизация достигнутого усовершенствования (P-D-C-A) 4Полномасштабное внедрение улучшенного процесса и выполнение стандартизированной процедуры (S-D-C-A)
Корни BPR В любом масштабном проекте по реинжинирингу бизнес-процессов (BPR) важную роль играют методы: управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM); анализа процессов (Method for Analyzing Processes, MAP); анализа восприятия процессов (Process Perception Analysis, PPA); управление качеством процессов (Process Quality Management, PQM); ……
Основные способы реинжиниринга Реинжиниринг-модификация действующего процесса. В этом случае имеющийся процесс (после его изучения, документирования, анализа и переосмысления) подвергается радикальной модификации. Реинжиниринг с чистого листа. В этом случае полностью отказываются от ранее применявшегося процесса, а оборудование, использовавшееся при его осуществлении, разбирают и утилизируют.
Реинжиниринг-модификация действующего процесса Реинжиниринг-модификация действующего процесса не означает совершенствования на основе совершенствования на основе тактики «мелких шагов» (кайдзен), а предполагает обязательное применение тактики «крупных шагов» (кайро). В этом случае члены команды, осуществляющие проект реинжиниринга модификации, стараются использовать всё лучшее, имевшееся в рамках ранее применявшегося процесса, и стремяться достичь его радикальной модификации. Этот способ позволяет наиболее полно использовать знания и опыт, накопленные в организации на протяжении длительного промежутка времени при практическом осуществлении прежнего варианта процесса.
Много малых улучшений (KAIZEN) Крупное улучшение (KAIRYO) (реинжиниринг) ИННОВАЦИИ УЛУЧШЕНИЕ Улучшения и инновации в управлении
Общая классификация инноваций ИННОВАЦИИ ТехнологическиеНетехнологические Продуктовые Процессные Финансово- экономические Организационно- управленческие
Реинжиниринг с чистого листа Реинжиниринг с чистого листа снижает риск повторения старых ошибок, позволяет избежать опасности быть погребенными под большим количеством деталей старого процесса. Новый процесс создают с чистого листа, но с учетом анализа и фундаментального переосмысления прежде существующего процесса. Пренебрежение ранее применявшимся процессом очень рискованно, так как может привести к игнорированию знаний и опыта, накопленных в организации.
Стандарт ISO (ГОСТ Р ИСО )
Основные этапы выполнения проекта реинжиниринга 1Выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге Результат: утвержденное задание на реинжиниринг конкретного процесса 2Планирование реинжиниринга Результат: утвержденный план мероприятий 3Проектирование перестройки процесса Результат: утвержденный проект реинжиниринга 4Подготовка к внедрению проекта реинжиниринга Результат: утвержденный план внедрения проекта 5Внедрение проекта реинжиниринга Результат: утвержденная стандартная процедура осуществления нового процесса 6Полномасштабное использование результатов реинжиниринга Результат: прорыв в улучшении показателей деятельности организации
Системный подход (по ГОСТ Р ИСО )
Список литературы 1.Пономарев С.В. и др. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества. Учебное пособие.- М.: РИА «Стандарты и качество», с. 2.Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество», с. 3. Ефимов В.В.Улучшение качества проектов и процессов.- Ульяновск: УлГТУ, с. 4.Майк Робсон, Филипп Уллах. Практическое руководство по реинженирингу бизнес-процессов. 5.Иванов Д.Ю. Преобразование процессов: использование методологии IDEF для реинжиниринга системы менеджмента // Методы менеджмента качества С Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Московский гос. университет экономики, статистики, информатики, 1999.
Список литературы (продолжение) 7.Кремлева И.В., Риб С.И. Методология проведения проектов реинжиниринга // В сборнике «Искусство управлять». Серия «Всё о качестве. Зарубежный опыт»,2 (44).- М.: НТК «Трек», С Глазунов А.В. «Четыре вопроса» - универсальная формула преобразований // Методы менеджмента качества С Черемных О.С., Черемных С. В. Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов. Вводный курс. – М.: Финансовая академия, Николаева Н.Г. и др. Функциональный анализ – инструмент совершенствования деятельности предприятия // Методы менеджмента качества С Какар Р. Философия качества по Тагути: анализ и комментарий // Методы менеджмента качества С Тагути Г., Фадке М. Оптимальное проектирование как техника качества // Методы менеджмента качества С
Список литературы (продолжение) 13.Горелик С., Григорьев Л. Бизнес-инжиниринг и организационное развитие. – СПб.: БИГ- Петербург, URL: (дата обращения ). 14. Голдратт Э., Кокс Дж. Цель: Процесс непрерывного улучшения. - М.: Логос, ГОСТ Р ИСО Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. – М.: Изд-во «Стандартинформ», ГОСТ Р Изделия электронной техники. Порядок создания и постановки на производство. Основные положения. - М.: Изд-во «Стандартинформ», ГОСТ Р Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития. - М.: Изд-во «Стандартинформ», 2012.
Приложение 1 ГОСТ Р ИСО Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества
GAP-анализ GAP-анализ - метод стратегического анализа, направленный на преодоление разрывов между плановыми показателями при прогнозировании и их фактическими значениями; В системах менеджмента качества GAP-анализ обычно используют в форме определения наличия какой-либо практики с последующей самооценкой в форме - есть/нет/неприменимо; GAP (англ.) - брешь, пробел.
Общая модель процесса достижения экономического эффекта
Роль НИОКР
Эффекты НИОКР
Приложение 2 Приказами 210-ст, 211-ст, 212-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии введены в действие с 1 января 2012 г. в качестве национальных стандартов Российской Федерации:
ЕСКД. Базовый комплекс 3 ГОСТ Нанесение размеров и предельных отклонений; ГОСТ Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей; ГОСТ Аксонометрические проекции; ГОСТ Правила передачи электронных конструкторских документов. Общие положения; ГОСТ Правила выполнения пакета данных для передачи электронных конструкторских документов. Общие положения; ГОСТ Электронный каталог изделий. Общие положения; ГОСТ Электронный формуляр. Основные положения и общие требования; ГОСТ Правила выполнения электрических схем; ГОСТ Правила выполнения кинематических схем; ГОСТ Правила выполнения гидравлических и пневматических схем.
ЕСТД. Базовый комплекс 1 ГОСТ Общие положения; ГОСТ Стадии разработки и виды документов. Общие положения; ГОСТ Основные надписи. Общие положения; ГОСТ Формы и правила оформления документов общего назначения; ГОСТ Нормоконтроль
Образовательная траектория
Спасибо за внимание! Тел.: (8162)