МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ШПН Г. СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ВОЛОСЕВИЧ Е. В. МКДОУ ДЕТСКИЙ САД 24 Интегративное обучение в рамках ФГТ
3.3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ " ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ", " ЗДОРОВЬЕ ", " БЕЗОПАСНОСТЬ ", " СОЦИАЛИЗАЦИЯ ", " ТРУД ", " ПОЗНАНИЕ ", " КОММУНИКАЦИЯ ", " ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ", " ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ", " МУЗЫКА " ОРИЕНТИРОВАНО НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ РЕШАЮТСЯ ИНТЕГРИРОВАННО В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ НАРЯДУ С ЗАДАЧАМИ, ОТРАЖАЮЩИМИ СПЕЦИФИКУ КАЖДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ, С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ. Приказ Минобрнауки РФ 655 от г. « Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования »
Следовательно, учитывая, что ребенок - дошкольник « целостен », поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого - педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами : не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, т. е. через взаимодействие, взаимопроникновение, « пронизывание » образовательных областей. ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательн ых программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному. Принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда - поведение и деятельность дошкольника представляют собой, по мнению Выготского Л.С., « еще недостаточно дифференцированное целое » ; - « схватывание » целого раньше частей позволяет индивиду (в детском возрасте) « сразу » интегрально видеть предметы глазами всех людей …» (Давыдов В.В.); - « прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения » (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.).
Возможная интеграция образовательных областей по их содержанию и решению специфических задач психолого - педагогической работы. «Здоровье» «Физическая культура» «Безопасность» «Физическая культура»; «Познание»; «Социализация»; «Безопасность»; «Коммуникация». «Здоровье»; «Музыка»; «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Труд». «Коммуникация»; «Труд»; «Познание»; «Социализация»; «Здоровье».
« Здоровье » интегрируется « Физическая культура » - « Познание » - « Социализация » - « Безопасность » - « Коммуникация » - - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей ; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека ; - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ ; - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья ; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека. Интеграция образовательных областей
«Социализация»«Труд»«Познание» «Коммуникация»; «Познание»; «Труд»; «Безопасность»; «Физическая культура». «Коммуникация»; «Познание»; «Безопасность»; «Социализация»; «Физическая культура». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Здоровье»; «Социализация»; «Труд»; «Безопасность»; «Музыка»; «Художественное творчество».
«Музыка» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» «Физическая культура»; «Коммуникация»; «Познание»; «Социализация». «Коммуникация»; «Познание»; «Безопасность»; «Труд»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы»; «Физическая культура». «Коммуникация»; «Познание»; «Социализация»; «Художественное творчество». «Коммуникация» Специфика в том, что решение основных психолого-педагогических задач данной области осуществляется ВО ВСЕХ образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Интеграция образовательных областей
Интеграция детских деятельностей Интеграция музыкально-художественной деятельности и двигательной активности (утренняя гимнастика под музыку); Интеграция музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки); Интеграция познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей) и т
Использование адекватных форм образовательной работы для реализации психолого - педагогических задач двух и более образовательных областей. « Социализация » - создать ситуацию, стимулирую - щую эмоциональ - ный отклик на проживаемое детьми событие, которое отражается в тематике и содержании этого панно « Коммуникация » - продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии : договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд « Познание » - закреплять у детей понятие формы, а также представления об основных цветах и их оттенках « Безопасность » - обратить внимание на возможные источники опасности в ходе создания панно, формировать представлени я о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях Интегративный подход для создания коллективного панно
Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом. - чтение стихов и рассказов о Родине для решения задачи по формированию патриотических чувств детей « Социали - зация » - чтение сказок по Золушку, Морозко, стихов и рассказов В. Маяковского, С. Михалкова, А. Барто и др. для решения задачи по формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека « Труд » « Чтение художественной литературы » в качестве средства обогащения образовательного процесса
Положительные стороны ( достоинства ) технологии интегративного обучения Отрицательные стороны ( недостатки ) технологии интегративного обучения По мнению исследователей способствует : Формированию у детей целостной картины мира, осознанию разнообразных связей между объектами и явлениями ; Реализации творческих способностей ребенка ; Развитию коммуникативных навыков, умению свободно делиться впечатлениями. По мнению исследователей : Недостаточно разработаны методологические вопросы интегративного подхода при проведении интегрированных занятий ( в первую очередь, вопрос об определении объекта и предмета интеграции ); Большинство педагогов получили профессиональную подготовку в логике обновленной учебной модели и предметного принципа построения образовательного процесса. Интегративное обучение – « за » и « против »
Положительные стороны ( достоинства ) технологии интегративного обучения Отрицательные стороны ( недостатки ) технологии интегративного обучения По мнению практиков способствует : Четкости, компактности, большой информативности учебного материала, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах ; Позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности детей ; Повышению познавательного интереса, расширению кругозора детей ; Повышению творческой активности, самостоятельности, инициативности ребенка ; Эмоциональному развитию, снижению напряженности, скованности в поведении детей ; Эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя детско - родительское сообщество. По мнению практиков При объединении содержания различных пособий, строящихся на разных принципах, трудно добиться целостности занятия ; Трудности в выборе типа взаимоотношений с детьми ( преобладание прямого руководства, трудности в выстраивании партнерских отношений с детьми ). Интегративное обучение – « за » и « против »
1. Доронова Т. Что делать с приказом 655? // Обруч 1, Микляева Н. Образовательная программа ДОУ : проблема интеграции. // Обруч 1, Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. // Дошкольное воспитание 7, Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Дошкольное воспитание 8, Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов. // Старший воспитатель 3, 2010