Делегирование полномочий С точки зрения руководителя С точки зрения руководителя С точки зрения подчиненного С точки зрения подчиненного Рекомендации по организации Рекомендации по организации
Причины избегания делегирования полномочий руководителями: 1.недоверие подчиненным 2.неуверенность управляющих 3.некомпетентность управляющих 4.неспособность управляющих пойти на риск 5.боязнь потерять место 6.амбициозность руководителей 7.сверхтрудолюбие руководителей 8.боязнь прослыть бездельником 9.копирование стиля управления высшего руководства 10.боязнь потерять власть
Делегировать ли полномочия? Аргументы "против"Аргументы "за" 1. Другие не будут работать с полной отдачей. 1. Получив самостоятельность, будут работать с отдачей. 2. Они еще не готовы к этому. ("Их еще учить и учить"). 2. Будет видно, кто хочет и может расти, а кто нет. 3. Они не захотят брать на себя лишнюю ответственность. 3. Будут проявлять инициативу, а значит увеличиться круг их обязанностей. 4. Нужно время, чтобы приучить всех к таким методам. 4. Все психологические барьеры будут преодолеваться в самом процессе делегирования.
Организационно-психологические барьеры делегирования полномочий Организационно-псих. барьерыОрг.-психол. преимущества 1. Опасение, что при контроле будет слишком много переделок. 1. Контроль станет ответственнее. 2. Нежелание делиться властью.2. Приобретение хороших помощников. 3. Боязнь, что многие события уйдут из-под контроля. 3. Появится время для других дел. 4. Боязнь наделить работников слишком большими полномочиями. 4. Возможность проверить децентрализованную систему управления. 5. Боязнь, что работники подведут.5. Станет нормой, что работники будут делать работу лучше, чем ели бы руководитель делал ее сам. 6. Боязнь поколебать свой должностной статус. 6. Должностной статус укрепляется, благодаря разработке новых стратегических задач.
(продолжение) 7. Ревность к успехам сотрудников. 7. Возможность управлять по достижениям. 8. Ощущение собственной незаменимости. 8. Ощущение управляемости положением дел. 9. Привычка лично решать все вопросы в маленькой фирме. 9. Уходит текущая рутинная работа. 10. Ссылка на замов.10. Перестают все делать одни и те же люди. 11. Ссылка на свою компетентность. 11. Изменится отношение к собственной загрузке.
Делегировать или нет? Можно делегировать полномочияНельзя делегировать полномочия 1. Проблема, требующая разрешения, ясна работнику. 1. Неясно, какую проблему надо решать. 2. Задание соответствует квалификации работника. 2. Задание не соответствует уровню компетенции работника. 3. Работник точно знает, чего от него ждет руководитель. 3. Работник не совсем представляет, чего от него ждет руководитель. 4. Границы полномочий четко зафиксированы.4. Границы полномочий размыты. 5. Определяется личная ответственность за окончательный результат. 5. Ответственность есть, но она не детализирована. 6. Работник знает, как будут оценены его окончательные результаты, в случае, если работа выполнена отлично, хорошо и удовлетворительно. 6. Работнику не сообщается, как будут оценены результаты его деятельности.
(продолжение) 7. Задание дают тем, кто готов откликнуться.7. Задания навязываются. 8. Задание распределяется равномерно по контрольным срокам. 8. Задание распределяется с нарушением контрольных сроков. 9. Задания передают целиком.9. Задание передаются по частям. 10. Задание дается только одному сотруднику.10. Задание передается одновременно нескольким работникам (для надежности). 11. Открывается доступ к необходимой информации. 11. Нет доступа ко всей необходимой информации. 12. Руководитель гарантирует необходимые виды помощи и поддержки. 12. Необходимые виды помощи и поддержки не предоставляются. 13. Руководитель не вмешивается в работу, позволяет, насколько возможно, учиться на собственных ошибках. 13. Руководитель часто вмешивается, дергает, предупреждает о возможных ошибках. 14. В вышестоящие органы результаты работы работник представляет либо сам, либо с руководителем. 14. Результаты используются инкогнито или в личных целях.
Готовность к делегированию полномочий
Почему подчиненные избегают делегирования полномочий? 1.1. Подчиненный считает удобнее спросить босса, что делать, чем самому решать проблемы Подчиненный боится критики за ошибки. Т.к. большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, подчиненные уклоняются от нее У подчиненных отсутствует информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания У подчиненного больше работы, чем он может выполнить, или же он так думает У подчиненного нет уверенности в себе Подчиненному не предлагаются какие-либо положительные стимулы дополнительной ответственности.