Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом Дж.Дьюи ) В основе метода проектов идея построения обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Для этого чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Метод проектов Проектная деятельность направлена на получение какого-то «осязаемого» результата. В ходе получения такого результата учащиеся учатся: –самостоятельно мыслить, –находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, –прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения –устанавливать причинно-следственные связи, –последовательно рассуждать, излагать и защищать свои идеи.
Требования к использованию метода проектов К использованию метода проектов предъявляются следующие требования: –Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения –Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов –Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся –Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Метод проектов и исследования учащихся Метод проектов позволяет эффективно спланировать самостоятельные учебные исследования учащихся, предполагающие определенную последовательность действий, присущих научным исследованиям: –постановка проблемы, –изучение теории, связанной с выбранной темой, –выдвижение гипотезы исследования, –подбор методик и практическое овладение ими, –сбор собственного материала, его анализ и обобщение, –подведение итогов, оформление результатов, –представление (презентация) выполненной работы.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности Исследование – средство реализации проекта
Учебное и научное исследование Особенность исследований в образовательном процессе – то, что они являются учебными. Это означает, что главной целью исследования является развитие личности, а не получение объективно нового знания, как в "большой" науке: –приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности как универсального способа освоения действительности, –развитие способности к критическому, аналитическому и творческому типу мышлений, –активизации авторской, личностной позиции учащегося в образовательном процессе, –освоение опыта совместного постижения окружающей действительности, –освоение опыта представления и защиты своих идей, –…–…
Типология проектов Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). –практико-ориентированные, –информационные, –творческие. Предметно-содержательная область –моно-проект (в рамках одной области знания), –межпредметный проект.
Типология проектов Характер координации –скрытый, –явный. Характер контактов –внутришкольный, –региональный, –международный. Количество участников проекта –индивидуальные, –парные, –групповые. Продолжительность проекта –краткосрочные, –долгосрочные.
Этапы проведения проекта 1.Представление проблемной ситуации: 2.Мозговая атака. 3.Обсуждение. 4.Выдвижение гипотез. 5.Определение типа проекта. 6.Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7.Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9.Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10.Оформление результатов проектной деятельности. 11.Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12.Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13.Самооценка, внешняя оценка. Этапы проведения проекта (продолжение)