Готовность детей к обучению в школе
Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе Зрительно-пространственное восприятие; Зрительно-моторные координации; Слухо-моторные координации; Развитие движений; Интеллектуальное развитие; Развитие внимания; Развитие памяти и объема внимания; Произвольная регуляция; Организация деятельности; Речевое развитие; Мотивы поведения; Личностное развитие, самосознание и самооценка; Социальное развитие.
Показатели развития детей в 67 лет Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны; способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 1015 минут; способны оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка; способны к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом (3,57 тысяч слов); грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободно общаются со взрослыми и сверстниками, (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль); передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов; с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (1015 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (12); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения); способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка); не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления: наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно- образное мышление; доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие: способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над под, на за, перед возле, сверху внизу, справа слева и т. п.), способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетания фигур; способны к классификации фигур по форме, величине; способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Слухо-моторные координации: способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок; способны выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
Развитие движений: уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей; способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.; способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения; способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.; способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.); способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание и самооценка: способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей).
Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интересы; установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил); способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.