4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ОВЗ важность и необходимость позитивной социализации детей с ОВЗ Актуальность темы
Цель введения интеграции в школе создать модель интегрированного образования, которая обеспечит позитивную социализацию и качественное образование детям с ограниченными возможностями Инклюзивная школа
Задачи определить соответствующую материально-техническую базу организовать систему повышения профкомпетентности учителя усовершенствовать психолого-педагогическое сопровождение создать систему просветительской деятельности
Целевые аудитории дети с ограниченными возможностями родители социально-психологическая служба Педагогический персонал местное сообщество
обществосоциально-психологическая служба общество родители детей с ОВЗ дети с ОВЗ - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, слабовидящие, с соматическими заболеваниями Проблемы детей с ОВЗ высокая тревожность защитная агрессия неадекватная и низкая самооценка низкая социализация проблема обучаемости отторжение коллективом проблема доступа в школу
Проблемы родителей детей с ОВЗ опасения насмешек возможность возникновения конфликтов с одноклассниками и учителями неприятие особенностей своих детей неприспособленность помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей необеспеченность доступа в школу
Проблемы родителей одноклассников ребенок с особенностями развития будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса ухудшится дисциплина повысится конфликтность между родителями
Проблемы социально-психологической службы недостаточное обеспечение специальными ресурсами (программами, инструментарием)
Проблемы общества дети с особыми образовательными потребностями, став взрослыми, не всегда оказываются подготовленными к включению в социально-экономическую жизнь
ИндикаторыПоказатель 1. Обеспечение психолого - педагогического сопровождения Создание групп психоэмоционального развития для школьников 1 ступени Организация работы психолого-педагогического консилиума Организация родительского лектория Организация тренингов поддержки для школьников II ступени Мониторинг «Сформированность атмосферы сотрудничества»: Данные диагностики «социометрия» Данные диагностики «Индекс групповой сплоченности» Данные диагностики «Уровень самооценки детей с ограниченными возможностями» Данные диагностики «Уровень школьной тревожности» Участие обучающихся с ОВЗ в группах ЛФК Участие обучающихся с ОВЗ в спортивных праздниках
ИндикаторыПоказатель 2. Применение учителями педагогических методов и приемов для эффективной работы в условиях инклюзии Число учителей, освоивших педагогические приемы и методы работы с обучающимися с ОВЗ Семинар - тренинг «Психологическая поддержка» Увеличение числа учителей применяющих педагогические приемы и методы работы с обучающимися с ОВЗ Постоянно действующий семинар
ИндикаторыПоказатели 3. Уровень информационно - просветительской деятельности Наличие Интернет- страницы на сайте школы Количество посетителей Интернет- страницы школьного сайта Индекс цитирования в СМИ Организация открытых мероприятий: выставок, концертов, встреч Организация общественно-значимых акций
ИндикаторыПоказатели 4. Обеспечение доступности образовательной среды Создание условий для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата: Наличие специальной мебели Наличие пандусов Наличие лестничного подъемника Наличие условий в школьных раздевалках, в столовой, в туалетах Создание условий для слабовидящих детей: Наличие увеличивающих устройств в учебных кабинетах Наличие читающих устройств Наличие ПК со специальной клавиатурой Создание условий для слабослышащих детей: Наличие слухового тренажера Наличие аудио класса Обеспечение подвоза детей с ограниченными возможностями: Наличие микроавтобуса для перевозки детей с ограниченными возможностями
Основные этапы реализации
улучшение успеваемости детей с особыми потребностями готовность к обучению в учреждениях СПО и ВПО проявления у обучающихся толерантного сознания и поведения психологически доброжелательная, комфортная атмосфера в школе Ожидаемые образовательные результаты
Ожидаемые научно- методические результаты представление опыта работы по инклюзивному образованию педагогами школы на различных уровнях обеспечение курсовой подготовки по заявленной тематике проведение семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов для социальных педагогов, педагогов-психологов, логопедов, классных руководителей по вопросам инклюзивного образования разработанные программы и проведённые тренинги, уроки, часы общения
Возможные рискиСпособы снижения 1. Недостаточное финансирование проекта из госбюджета и внебюджетных источников Минимизировать затраты. Искать дополнительные источники финансирования 2. Несогласованность в действиях специалистов различного профиля Заключать договоры сотрудничества. Заручиться поддержкой общественности 3. Повышение уровня конфликтности в родительском коллективе Организовать просветительскую работу с родителями по вопросам толерантного мировоззрения 4. Повышение уровня конфликтности в классных коллективах Организовать психолого-педагогическое сопровождение