ТРИЗ на уроках (информатики и …) Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
Advertisements

Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
Торская Елена Григорьевна учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Старт» г. Подольск, 2014 г.
Определение ТРИЗ Теория решения изобретательских задач – конструктивная методология генерации эффективных идей и разрешения проблем на основе моделей.
Что же такое НФТМ-ТРИЗ? НФТМ - непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ - теория решения изобретательских.
1 © Vladimir Petrov Саммит Разработчиков ТРИЗ – 2009 ТRIZ Developers Summit – 2009 Структура АРИЗ-2010 Владимир Петров.
ТРИЗ – технологиятворчества. Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Карпушкина Елена Александровна учитель начальных классов.
Подготовила педагог дополнительного образования МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Бостанова Людмила Владимировна.
Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Устройство компьютера. Изобретение компьютера Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека. Само.
1 Технология компьютерного моделирования или моделирование процесса моделирования.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Понятие творчества и развитие творческих способностей.
Уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать,
Транксрипт:

ТРИЗ на уроках (информатики и …) Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. А. Гин

В основе преподавания будет лежать обучение мышлению

ТРИЗТРИЗ еория ешения зобретательских адач

Осознанный управляемый целенаправленный эффективный процесс мыслидеятельности

Задача. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую с другой стороны младшей сестрой лет четырех? Применить силу или угрозы, поднять крик? Это опасно для маленькой девочки, и как-то не по-мужски даже для восьмилетнего мальчика. Как без применения силы открыть закрытую дверь? ЕСЛИ (описать возможное изменение), ТО (указать необходимое положительное требование или действие), НО (указать нежелательные последствия). ЕСЛИ применить силу, ТО девочка откроет дверь, НО это может напугать девочку. ЕСЛИ передавать материал напрямую, ТО ученики будут знать материал, НО не будет соблюдено требование ФГОС.

Если условия задачи не противоречат законам природы, то задача имеет решение. Развитие технических и нетехнических систем подчиняется объективным законам.

1.Жизнь на земле - высшая общественная ценность и мера всех вещей. 2. Начало всему - сильная идея. То есть, сначала ИДЕЯ, а потом всё остальное. 3. Идеология ТРИЗ - "Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым". 4. ТРИЗ можно назвать законопослушным учением. 5. ТРИЗ - весьма сильный инструмент решения задач. 6. ТРИЗ ориентирует общество на творчество. 7. ТРИЗ предполагает сознательный уход от стереотипов мышления. 8. ТРИЗ большое значение придает изучению условий задачи, изучению улучшаемой системы и анализу развития систем. 9. Принцип "И-И". Это принцип наращивания добра. 10. Принцип "САМ". Идеально, когда задача решается САМА, "без ничего".

1. В основе любого изобретения лежит противоречие, которое надо решить. 2. Существует Идеальный Конечный Результат.

научить детей решать открытые задачи (для этого собраны большие картотеки задач из разных областей знаний, разработаны методы обучения); научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие; развить системное мышление потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения (надсистем), и ее частей (подсистем) во взаимодействии и во времени (в процессе рождения, существования, разрушения); - обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

1. Как бросить яйцо на 5 метров, чтобы оно не разбилось? 2. Как надо бросить мячик на 3 метра, чтобы он вернулся? 3. Девушка утром уронила кольцо в чашку с кофе и достала его не замочив пальцев. Как ей это удалось?

решение Психологический барьер Противоречие проблема

решение Психологический барьер Противоречие проблема Развитие Творческого Воображения

1. Принцип дробления. 2. Принцип вынесения. 3. Принцип местного качества. 4. Принцип асимметрии. 5. Принцип объединения. 6. Принцип универсальности. 7. Принцип матрешки. 8. Принцип антивеса. 9. Принцип предварительного антидействия. 10. Принцип предварительного действия. 11. Принцип заранее подложенной подушки. 12. Принцип эквипотенциальности. 13. Принцип наоборот. 15. Принцип динамичности. 16. Принцип частичного или избыточного действия. 27. Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности. 31. Применение пористых материалов.

1. Некая фирма покупала подсолнечное масло и перевозила его в автоцистернах емкостью три тысячи литров. Однажды обнаружили, что каждый раз после доставки груза в цистерне недостает примерно тридцати литров. Проверили отмеряющие приборы, проверили пломбы, проверили герметичность цистерны - все в порядке! Обратились в полицию. Детектив ничего не обнаружил: в пути машина нигде не останавливалась, водитель масла не отливал, да и не мог - цистерна-то была под пломбой. 2. Использовать прием «сделать заранее».

На одной из мебельных фабрик выпускали комплекты мебели для детских садов. Потребители жаловались: очень скоро шкафы перестают, мягко говоря, радовать взгляд. Дети сдирают краску, царапают дерево. - А мы при чем? - долгое время отбивалась дирекция фабрики. - Любую, самую прочную, краску можно содрать и любое, самое прочное, дерево - поцарапать. Хотите, будем делать некрашеную мебель? - Не хотим! - возмущались заказчики. - Для детских садов нужна мебель яркая, раскрашенная в разные цвета. Вот если бы краска была не на поверхности, а пропитывала всю древесину... - Тысячу раз пробовали! - возражала дирекция. - Не получается. - ЗАДАЧА ИЗ БИОЛОГИИ.

Один из музеев Германии приобрел в одном из музеев Франции картину Рубенса. Немецкие эксперты, исследовав на месте полотно, признали его подлинным, что и подтвердили своими подписями на обратной стороне картины. После чего картину упаковали и отправили в Германию. По прибытии на место провели повторную экспертизу (может, картину подменили в дороге?) и обнаружили, что это подделка. Но, черт возьми, на обратной стороне подделки были подписи экспертов, удостоверявшие подлинность картины! И подписи были подлинными. Вот и догадайтесь, как была проведена эта "афера века". Догадаться достаточно просто, если знаешь прием объединения.

1. Как произвести загрузку операционной системы компьютера? ЕСЛИ выключить ПК, ТО его можно обслуживать, Но он не будет иметь файлы в ОЗУ. ЕСЛИ не выключать ПК, ТО он будет иметь файлы в ОЗУ, НО его нельзя обслуживать.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ возник и развивался вместе с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основная цель первой части АРИЗ переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

Для сохранения рыбы после копчения ее надо заморозить. Кроме того, изолировать от воздуха. Испытали упаковку в виде пластикового мешка; пришли к выводу, что она помогает мало. Хранение в металлической упаковке исключено. Как быть?

1.При решении задачи следует ориентироваться на идеальный ответ. 2.Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы. 3.ИКР – это когда системы нет, но все работает.

В книге М. Борисова Кратеры Бабакина есть эпизод, связанный с проектированием станции Луна-16. Нужно было снабдить станцию компактной и сильной электролампой для освещения лунной поверхности под ногами станции. Лампе предстояло выдержать большие механические перегрузки. Естественно, отобранные образцы придирчиво испытывали. И вот оказалось, что лампы не выдерживают перегрузок. Слабым местом было соединение цоколя лампы со стеклянным баллоном. Как Вы думаете: что предложил в этой ситуации главный конструктор Георгий Николаевич Бабакин?

"Как определить, в какую сторону течёт вода в трубе?" Не очень сложная задача, но инженерам, впервые решившим её, выдали авторское свидетельство на изобретение. Конфеты сложно изготовить из-за того, что густой малиновый сироп трудно залить в шоколадную бутылочку. Приходится нагревать сироп. Но, став горячим, он может расплавить шоколад. Как быть?

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.