ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Пискунова Елена Витальевна, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена
Квалификация учителя – один из факторов, определяющих качество общего образования (исследование PISA – Programme for International Students Assessment)
Предложения по формированию проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы Предложения по комплексной модернизации сферы образования в рамках долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации Материалы по формированию современной модели образования Проблема качества профессиональной деятельности учителя
Проект группы Холмса (исследование, факультета образования Гарвардского университета) Tomorrow Teachers Исследование подготовки учителей и их профессиональной деятельности ориентировано на то, чтобы учителя вошли в высоко оцениваемую в обществе и престижную категорию профессионалов
Рекомендации Проекта группы Холмса выделение категорий учителей: создание стандартов вступления в должность учителя, что предполагало разработку разнообразных инструментов оценки, измеряющих различные виды профессиональной компетентности на различных этапах ее становления и развития
Предложены новые требования к аттестации педагогических кадров задачи аттестации: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта стимулирование внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста учителей аттестация на 1 и высшую категории становится добровольной
Общие критерии аттестации для первой категории: владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий стабильно высокие на уровне муниципалитета и региона результаты обучения и воспитания для высшей категории: владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий и активное их распространение в профессиональном сообществе стабильно высокие на уровне региона и страны результаты обучения и воспитания
Механизм аттестации на должность учителя квалификационный экзамен проверка соответствия квалификации кандидата группе заранее установленных отборочных критериев на основе документов резюме, написанных претендентами интервью отчетов экзаменаторов
Отборочные критерии: практика США – резюме ( слов) Способность применить соответствующе знания для составления плана и подготовки программ учения и преподавания Способность проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс учения и преподавания Способность эффективно взаимодействовать с учениками Понимание необходимости совместной работы с другими учителями школы и представителями локального сообщества
Квалификационный экзамен: практика США, Японии, Южной Кореи, Австралии тест по двум специализированным предметам педагогический тест (теория и методика обучения) тест по базовому предмету интервью // эссе практические задания
Содержание тестов ориентировано на проверку знаний по педагогике и методике обучения в области современных теорий и концепций обучения и знаний по предмету касается понимания актуальных проблем образования в стране и в местном сообществе
Интервью ориентированы на вопросы о способностях претендента и предыдущем опыте обучения предполагает оценку пригодности, личностных качеств и педагогического кредо необходимо представить педагогическое кредо, педагогическую позицию и собственные достижения при этом оценивается способность выражать мысли логично и системно
Эссе вопросы, оценивающие полноту содержания и выражения мысли предполагают работу с информацией (данными), а не рассуждения по какой-либо проблеме = интерпретация данных, применение знаний, широкий кругозор, а не демонстрацию простых и фрагментарных знаний необходимо представить педагогическую позицию и собственные достижения оценивается способность выражать мысли логично и системно
Практические задания микропреподавание: в течение 15 минут претендент планирование фрагмента занятия по предложенной теме в присутствии экзаменатора реализация плана в течение 8 минут; краткое интервью-рефлексия внимание умениям претендента использовать современные интерактивные образовательные технологии и способы оценки учащихся практические задания на компьютере (создание документа в программе Word, таблицы в Excel, умение работать в Internet и т.д.)
Критерии аттестации учителей способность проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс образования, используя современные образовательные и оценочные технологии способность создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует учеников к раскрытию их потенциала; способность применить соответствующие знания для проектирования индивидуального образовательного маршрута школьника способность эффективно взаимодействовать с учениками Способность взаимодействовать с другими учителями школы и представителями локального сообщества способность к рефлексии собственного опыта и к самообразованию