Технология «Портфолио» От латинских корней «port» - хранилище и «folium»- лист
Технология Портфолио впервые возникла в экономике и мире искусств. В сфере образования Портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приёме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу её применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах Портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:
а)мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма; б)определения направлений профессионального развития; в)представления своих возможностей при приёме на работу и лицензировании. Студентами и учащимися школ а)для оценки прогресса и успехов по различным предметам и сферам интересов; б)как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учёбу или приёме на работу
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, чётче определить направления своего развития, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня
Определение Портфолио (по материалам американских исследователей) 1.Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс, и достижения в определённой области. 2.Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самсоанализ 3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося
4. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения. 5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.
Функции Портфолио: Диагностическая- фиксирует изменения и рост за определённый период времени. Целеполагания- поддерживает учебные цели. Мотивационная- поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. Содержательная- раскрывает весь спектр выполняемых работ. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. Рейтинговая- показывает диапазон навыков и умений.
Все приведённые определения различаются в зависимости от вида Портфолио Ниже перечислены виды Портфолио, которые можно разделить на две группы- Портфолио достижений, цель создания которых показать итог, достигнутый результат в той или иной сфере и Портфолио процесса, которые напрвлены на фиксацию и последующий анализ процесса работы в той или иной области.
Виды Портфолио Вид ПортфолиоЦель создания Портфолио документации Собрать набор документов, необходимых в работе Портфолио показательное(презента- ционное) Продемонстрировать другим процесс и достижения в своей деятельности по заранее выделенным разделам в
Виды Портфолио Портфолио оценочное Дать возможность себе или (чаще) другим оценить свою деятельность Портфолио работ (рабочее) Показать разнообразие и уровень своей деятельности (например, дизайнеры, архитекторы) Портфолио процесса Показать процесс и динамику работы по достижению поставленных целей
Портфолио проблемное, тематическое Показать процесс и результат (или динамику)работы по решению поставленных проблем или по конкретной теме
Содержание портфолио Оно будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой портфолио создаётся. Чёткого списка материалов, необходимых для включения в Портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений.
Разделы портфолио Портрет Цель раздела:описание себя и своих «взаимоотношений» с темой «Портфолио», целеполагание. Коллектор Цель раздела: материалы, которыми пользуется учащийся при работе
Разделы портфолио Рабочие материалы Цель раздела: собственные работы, сгруппированные в соответствии с поставленными задачами. Достижения Цель раздела: демонстрация достижений в соответствии с поставленными целью задачами
Портфолио может использоваться педагогом для анализа и оценки собственного профессионального развития. Целью может выступать помощь в развитии карьеры, создание методической копилки или подготовка к аттестации.
Более подробно особенности создания Портфолио педагога описаны в книге (А.П.Чернявская. Педагогическая техника в работе учителя.- М., Педагогический поиск, 2001).
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Фёдоровой Г.А.