Устные упражнения как средство развития мышления и речи учащихся на уроках математики. Новоселова Маргарита Александровна, учитель математики 1 категории МОУСОШ с.Новотроицкое.
Наименование опыта. 1.Устные упражнения – средство активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей. 2.Устные упражнения – средство связи теории с практикой. 3.Устные упражнения средство развития устной речи учащихся. 4.Устные упражнения – средство повышения эффективности урока.
Актуальность темы. 1. Обучение детей, испытывающих определенные трудности в усвоении учебного материала. 2. Создание благоприятных условий на уроке для каждого ученика посредством общения с детьми, формирования системы устных заданий. 3. Повышение темпа урока, сохранение его целостности. 4. Решение проблемы развития речи учащихся.
Теоретическое обоснование опыта. 1. Использование принципов развивающего обучения: – Преемственность. – Проблемность. – Индивидуализация и дифференциация. – Ведущая роль теоретических знаний. – Доступность. – Последовательность. – Связь теории с практикой. – Наглядность. 2.Сложившаяся система работы основана на теории поэтапного формирования умственных действий учащихся П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. - Этап формирования ориентировочной системы деятельности. -Этап формирования материальной деятельности. -Этап внешней речи. -Этап внутренней речи. -Интериоризация (действие становится автоматизированным умственным процессом).
Методика работы. Ведущей идеей в работе является педагогика сотрудничества. 1. В курсе геометрии система устных упражнений дает возможность: а) отрабатывать алгоритм доказательства с опорой на схему; б) отрабатывать понятия и свойства фигур на готовых чертежах, с помощью таблиц; в) составлять задачи и доказывать по готовым чертежам ; г) повторять, закреплять и систематизировать знания; д) формировать приемы логического мышления через задания творческого характера.
Методика работы. 2. В курсе математики 5-6 класса целесообразно использовать систему устных упражнений для: а) формирования вычислительных навыков через фронтальный опрос и самостоятельные работы по кодированным заданиям; б) повторения и закрепления полученных знаний; в) формирования навыков работы с учебной литературой; г) создания на уроке проблемной ситуации.
Методика работы. 3. В курсе алгебры с помощью системы устных упражнений учитель имеет возможность: а) формировать и контролировать вычислительные навыки; б) активизировать знания учащихся при введении нового материала; в) формировать приемы логического мышления; г) систематизировать и обобщать знания через комбинированный устный опрос; д) закреплять знания через составление примеров учащимися.
Инновационная направленность опыта. Инновация моего опыта заключается в: а) использовании элементов и деталей нового (интересные примеры, нестандартные задачи, необычное построение урока); б) использовании частично-поискового метода; в) работе в классах компенсирующего обучения; г) создании проблемных ситуаций в классах ККО; д) подготовке выпускников 11 класса к сдаче ЕГЭ; е)подготовке выпускников 9 класса к сдаче экзамена по математике в новой форме.
Пути и формы взаимодействия. 1. Творческий отчет на курсах при КИПК и ПРО. 2. Выступление на педсовете. 3. Выступление на заседании РМО. 4. Выступление на заседании окружного МО.
Результативность. ЕГЭ – 11класс. годУОКО %66% %44% %80%
Результативность. ГИА – 9 класс. год УОКО %80% %40%
Результативность. Традиционный экзамен – 9 класс. ГОДУОКО %50% %25%
Результативность. Экзамен по щадящему режиму (11 класс). ГОДУОКО %50%
Результативность. Экзамены в классах ККО. ГОДУОКО %22% %0% %0%
Результативность. Олимпиады. ГОДКЛАССМЕСТО и 2 3 (2 чел.)
Результативность Результаты международного конкурса «Кенгуру» ГОДКЛАССМЕСТО В РАЙОНЕ ,2 1 3 (2 чел.) и похвальн. отзыв, 3
Результативность. Общая результативность. ГОДУОКО %67% %45% %43% %44% %50%
Немного о себе. Мой адрес: с. Новотроицкое ул. Советская д.15 кв. 1. Стаж работы: 20 лет. Классное руководство: 6 класс.