L/O/G/O Технология конструирования воспитательной системы школы (класса) Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость. Ж.-Ж. Руссо
План Деловая игра Определимся с понятиями Этапы построения системы Список информационных ресурсов Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. А. Эйнштейн
Определимся с понятиями Конструирование - это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия. Результатом конструирования являются чертежи, рисунки, расчеты. Моделирование - – метод познавательной или практической деятельности, с помощью которой конструируется аналог – заместитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности.
I этап ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА. Установление контактов с научно-методическими центрами учеными, методистами. Создание инициативной группы (ученик, учитель, родитель, з/д, соц. педагог, психолог и т.д.) Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего ученика, школы, класса (выявить основные проблемы и недостатки в работе) Поиск сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей.
I этап Ознакомление педагогов с воспитательными системами образ выпускника (образ ученика) Диагностика учебно- воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определения воспитательного потенциала окружающей среды (определяете проблемное поле) ВС построения модели воспитательной системы т.е. основа программы
Процесс выработки целей воспитания состоит из нескольких этапов I этап процесс выработки целей Уточнение целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы диагностика состояния воспитательного процесса, анализ исходной ситуации Организация коллективного целеполагания, совместной деятельности учащихся, родителей и учителей Моделирование целей и задач, возможных результатов.
II этап Определение набора компонентов, элементов воспитательной системы исходя из определенной цели
Определение функционала каждого компонента Определение роли каждого компонента в общей структуре управления (для чего?) И проверка на то, нет ли дублирования!. Формулирование целей деятельности этого компонента (что будет делать?) Систематизация и обобщение всех целей деятельности компонента определение направлений деятельности II этап
III этап Выделение системообразующего (главного) компонента. Этот компонент должен быть связан со всеми другими, без него система разрушается.
IV этап Установление связей системообразующего компонента со всеми другими. На этом этапе определяется направления совместной деятельности компонентов, корректируются ранее разработанные функции. В итоге выстраивается структура воспитательной системы, представляемая в виде схемы.
IV этап Оценка уровня целостности системы. На этом этапе мы отвечаем на вопрос, позволит ли разработанная воспитательная система достичь цель ее создания
V этап Определение условий для ее функционирования (создание ресурсного обеспечения). Этот этап является заключительным, он состоит в формировании материальной основы функционирования системы Конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения «Без программы системных преобразований развитие школы осуществить можно, но только не оптимальным образом, т.е. ценой чрезмерных усилий, перегрузки людей, неизбежных ошибок, просчетов, которые придется исправлять, ликвидировать и т.п., тратить дополнительные силы и время на постоянные снятия противоречий, неизбежно возникающих из-за отсутствия предварительной координации действий на уровне программы и т.п.» М.М. Поташник
VI этап Обсуждение в школьном сообществе (классный коллектив, совет школы и т.д.)модели и программы построения воспитательной системы Экспертиза модели воспитательной системы и программы ее построения, утверждение документов (на школьном совете, на классном собрании и т.д.) Анализ
Информационные ресурсы Е.Н. Степанов Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, с. Классному руководителю о воспитательной системе класса/М.: Центр «Педагогический поиск», с. Графические объекты:
L/O/G/O Афанасьева Е. А., методист отдела воспитательной работы МБОУ МЦ г. Иваново