Влияние семьи на становление личности ребенка «Если задаться целью помочь детям стать гармоничными, этически и социально Полноценными людьми, то недостаточно быть только последовательным в воспитании. В первую очередь требуется любовь и это – самое главное в воспитании ребенка, независимо от того, какой это ребенок» Э.Э. Мильсен
Принципы необходимые при общении с ребенком: Принятие ребенка, то есть ребенок принимается таким какой он есть; Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблему, принимает его позицию; Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека происходящему; Безусловная любовь (со стороны родителей).
Типы семейных отношений Диктат – преимущественно взрослыми (насилие, приказ, жесткий авторитаризм); Опека – когда родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка; «Невмешательство» - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности независимого существования взрослых от детей; Сотрудничество – тип взаимоотношений который предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами в совместной деятельности; Эмоциональное отвержение; Эмоциональное потворство.
Роль родительско – детских отношений в развитии личности ребенка Общение в семье представляет собой: Отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие; Обмен информацией между ними; Духовный контакт; Воспитание детей.
Влияние семьи на социальную зрелость подростка Семья оказывает огромное влияние на детей; Создает атмосферу душевного комфорта, защищенности и уверенности в себе; Научить его правильно относится к взрослым, сверстникам и маленьким детям; Правильно реагировать в нестандартных ситуациях.
В основе прочных взаимоотношений лежит безусловная любовь, которая характеризуется двумя фундаментальными особенностями: Она дается не в зависимости от ценности человека; Она дается без каких либо условий. «Мы хотим быть любимыми без каких - либо на то оснований» - сказал Н. Уоррен;
Во взаимоотношениях с подростком важно учитывать следующие положения Подростки – то уже не дети, но еще не взрослые; Подростки обычно ведут себя как подростки; Многое в поведении подростка для нас может быть неприятно.
Правила и приемы, помогающие успешному взаимодействию с подростком Побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; Познакомить родителей с советами специалистов (педагогов, психологов) по общению с детьми; Научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком; Освоение техники «Я – высказывания».
Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков Это социальное поведение не соответствующее установившимся в обществе нормам. Она приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Подразделятся на две большие категории: Поведение, отклоняющиеся от норм психического здоровья (патологическое); Антисоциальное поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы, которые называются правонарушениями и преступлениями
Социальные отклонения в девиантном поведении Корыстной ориентации: Правонарушения (хищение, кражи, мошенничество); Агрессивной ориентации: Действия направленные против личности (оскорбление, хулиганство, убийства); Социально-пассивного типа: уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, суицид.
Агрессия детей: ее причина и предупреждения Критерии агрессивности ребенка: Часто теряет контроль над собой; Спорит, ругается со взрослыми; Отказывается выполнять правила; Специально раздражает людей, винит других в своих ошибках; Завистлив, мстителен
Как помочь агрессивному ребенку Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева; Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; Формирование способностей к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Основные правила при взаимодействии родителя с подростком Правила, ограничения, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка; Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими; Родительские установки не должны вступать в явные противоречия с потребностями ребенка (потребности в познании, движении, упражнении, общении со сверстниками); Правила должны быть согласованы взрослыми между собой; Тон, которым сообщено требование и запрет должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным; Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Полезные советы родителям Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться встретив на своем пути неудачи; Поддерживайте способность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к крайним неудачам, объясняя что для успеха требуется время и терпение; Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую продуктивность; Будьте терпимы; Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами; Помогайте учится строить его систему ценностей;
Помогайте ребенку глубже познать себя, развивая в нем уверенность, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, умение общаться с любыми людьми; Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните что его поведение не должно выходить за рамки приличного; Уважайте в ребенке индивидуальность, не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения; Помогайте в удовлетворении основных человеческих потребностей; Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.