«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике и смежных областях в сфере высшего гуманитарного образования» IV этап проекта ГК от 26 ноября 2010
Актуальность проблемы исследования обусловлена современным социальным запросом на квалифицированных специалистов, способных реализовать себя в сфере бизнеса, с одной стороны, и реалиями развития системы высшего образования, ее сближением с областью бизнеса – с другой.
Проблемы в области исследования в обществе сложилась потребность в новом типе обучения и воспитания и готовность принять его; в образовательной практике накоплен многообразный инновационный педагогический опыт; существует психолого-педагогическая теория, с позиций которой можно обобщить и широко распространить этот опыт, проектировать новое содержание образования и педагогические технологии его развертывания, и которая обладает свойством технологичности, иначе она не будет иметь серьезного прикладного значения; новый тип обучения и воспитания преемственно опирается на предшествующий, «снимает» его в себе, делает частным случаем, органично сочетаясь с лучшими традиционными образцами, а не «отменяет» их; инновации в образовании затрагивают все звенья педагогической системы, предполагая их системную «переналадку»: цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля, способы деятельность обучающих и обучающихся, образовательную среду; компетентностно-контекстный подход в обучении решает все прежние образовательные задачи; переход к новому типу обучения и воспитания требует огромных интеллектуальных затрат, финансовых и материальных инвестиций со стороны государства, политической воля и длительного времени; существующий и применяемый в российской системе образования аппарат оценки знаний, умений и навыков не позволяет выявить уровень формирования компетенции
Цель работы Анализ и оценка перехода на компетентностную модель подготовки студента в условиях реализации государственной политики в сфере высшего гуманитарного образования.
Решаемые задачи 1. Формирование и актуализация структурированного реестра документов, определяющих государственную политику в образовании, научно-технической и инновационной сфере. 2. Анализ предложений, формируемых заинтересованными группами по совершенствованию государственной политики в образовании, научно- технической и инновационной сфере. 3. Анализ современных международных практик в области государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере. 4. Оценка эффективности реализации государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере. 5. Разработка предложений по совершенствованию инструментов государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере, учитывающие развитие законодательной базы и изменения социально- экономических условий. 6. Разработка предложений в прогноз научно-технического развития на долгосрочную перспективу.
Результаты, полученные при выполнении на IV этапе: структурированный реестр документов, определяющих государственную политику в образовании, научно-технической и инновационной сфере; результаты анализа предложений, формируемых заинтересованными группами по совершенствованию государственной политики в образовании, научно- технической и инновационной сфере; результаты анализа современных международных практик в области государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере; результаты оценки эффективности реализации государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере; предложения по совершенствованию инструментов государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере, учитывающие развитие законодательной базы и изменения социально-экономических условий; предложения в прогноз научно-технического развития на долгосрочную перспективу.
Достижение требуемого качества работ Достижение требуемого качества работ будет обеспечено выбором комплекса методов, отвечающих целям и содержанию исследования: теоретических: ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; методы моделирования; теоретическое обобщение эмпирического опыта и результатов экспериментального исследования; эмпирических: наблюдение, анкетирование, тестирование, психолого-педагогический и педагогический эксперимент, методы психологической и педагогической диагностики, экспертной оценки; статистических методы обработки полученных экспериментальных данных с использованием методов математической статистики.