Буханова Людмила Васильевна, Учитель ИЗО МБОУ СОШ 4 г. Краснознаменска
Цель содействовать развитию у учащихся: критического мышления опыта и инструментария учебно- исследовательской деятельности ролевого и имитационного моделирования возможности творчески осваивать новый опыт поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений
Задачи Развитие авторской позиции ребенка в образовательном процессе Безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения Целостная включенность ребенка в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой, эмоционально-личностной сферой
Педагогическая технология. Определение совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).; это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Аспекты научный процессуально-описательный процессуально-действенный
Уровни характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе в нее включается совокупность целей, содержани общедидактический в рамках одного предмета, класса, учителя предметный решение частных дидактических и воспитательных задач модульный
История получила распространение в х годах в советской и зарубежной школе основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи ( ) в 1923 г. в СССР использовались «комплекс- проекты» на основе Дьюи
Проблемное обучение. Определение Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Классификационные параметры технологии По уровню применения общепедагогическая. По философской основе Прагматическая приспосабливающаяся. По основному фактору развития биогенная (по Дьюи) Социогенная психогенная. По концепции усвоения ассоциативно-рефлекторная бихевиористская. По ориентации на личностные структуры ЗУН СУД
Классификационные параметры технологии По типу управления система малых групп По организационным формам групповая, академическая клубная По подходу к ребенку свободное воспитание По преобладающему методу проблемная По направлению модернизации активизация и интенсификация деятельности учащихся По категории обучающихся массовая
Концептуальные положения (по Д.Дьюи) Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала активность ребенка связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности содержания основано на создании особого вида мотивации – проблемной требует адекватного конструирования дидактического содержания материала оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций Проблемные ситуации могут быть различными: по содержанию неизвестного по уровню проблемности по виду рассогласования информации по другим методическим особенностям
Проблемные ситуации Психологическая - касается деятельности учеников, Педагогическая- представляет организацию учебного процесса
Методические приемы создания проблемных ситуаций учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Реализация Необходимы: отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учеб ной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Спасибо за внимание