1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДОЛОГИЯ … Задает «рамку» мышления… Технология обоснования, аргументации Логика и алгоритмы научного поиска Методы и техники исследования Критерии качества процесса и результатов «Призма» для научной рефлексии
«РАМКА» МЫШЛЕНИЯ… СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К 3 (F k 3 ) Системообразующий компонент К2(Fk2)К2(Fk2) К1(Fk1)К1(Fk1) Надсистема Связи: управленческие; генетические; иерархические; функциональные; преобразования; взаимодействия; развития…
ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Реализация цели и задач исследования (методы исследования) Оценка результатов. Рефлексия процедуры и результатов (методологические нормы) Проектирование методологического аппарата
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА Проблема, актуальность, тема Объект и предмет исследования Цель задачи Цель (подход-концепция- гипотеза), задачи Задачи методы исследования Задачи (логика исследования), методы исследования
КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ МАТРИЦ
ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ Цель исследования Задачи исследованияМетоды исследования Результаты исследования модель методическое обеспечение Научно обосновать модель формирования методологической культуры… и разработать методическое обеспечение ее реализации.. Определить сущность методологической культуры и разработать критерии, показатели, уровни развития методологической культуры… Системный анализ Экспертный метод Тестирование Понятие, критерии, показатели, диагностическая шкала, статистические данные, факты Разработать культурологическую модель содержания научно- методологического образования… Контент-анализ Системный анализ Прогнозирование Системное моделирование Понятие, подход, модель, структура, система, принципы… Разработать и экспериментально апробировать методику … Педагогический эксперимент Статистические данные, факты, закономерные связи, методы, методические приемы, формы, методика
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты Новизна (отсутствие новизны, конкретизация, дополнение, абсолютная новизна) Практическая значимость Теоретическая значимость
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ: ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено в науке?»; «белое пятно на карте науки»… Проблема: критический анализ социокультурной практики («противоречия». «нестыковки», «рассогласования») + рефлексия результатов научных исследований; определение границ научного «знания» и «незнания»; Актуальность для науки и практики!!! Новое научное знание как средство разрешения противоречий в практике
ПРИМЕР… Современный контекст: 1) глобализация и интернационализация образования (формируется новая образовательная реальность); 2) интернационализация наук об образовании: международные «гибридные» исследования в сфере образования; 3) качество и эффективность международных научных исследований в сфере образования; 4) создание наднациональных структур управления качеством научных исследований… Противоречие («рассогласование», «нестыковка»): между необходимостью обеспечения качества и эффективности международных научных исследований в сфере образования и отсутствием стандартов и инвариантных критериев качества. Как управлять качеством (обеспечивать, измерять, оценивать) при отсутствии единого понимания «качества» и инвариантных стандартов и критериев качества??? Как осуществлять соруководство научными исследованиями (тандемы научных руководителей) при отсутствии единых критериев??? Противоречия и «нестыковки» в практике – еще не повод для научных исследований!!!
ВСЯКАЯ ЛИ ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНА? ТЕХНОЛОГИЯ ОБОСНОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТИ Обоснование актуальности научного направления Практическая актуальность конкретной проблемы исследования Научная актуальность конкретной проблемы исследования оценка результатов научно- исследовательского, управленческого, педагогического процессов условия и факторы, детерминирующие результат Глобализация и интернационализация образования и наук об образовании. Управление качеством научных исследований в контексте интернационализации образования и науки Недостаточная продуктивность и эффективность международных научных исследований Вариативность методологических эталонов и парадигм исследования Отсутствие единого понятийно- терминологического поля; Отсутствие системы управления качеством научных исследований; Отсутствие инвариантных системы критериев качества интернациональных научных исследований… Степень разработанности конкретной проблемы в науке Анкетирование Контент-анализ критериальных систем Конструирование сравнительных моделей критериев качества Экспертный метод Анализ первоисточников (диссертаций, монографий, статей), системный анализ, моделирование
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОНКРЕТНО-НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Создание единого понятийно- терминологического поля Система инвариантных критериев качества интернациональных научных исследований в сфере образования Система управления качеством научных исследований в сфере образования Проблема: Каковы инвариантные критерии качества интернациональных научных исследований в сфере образования?
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Тема – это кратко сформулированная проблема! В логико-методологическом аспекте «тема» («заглавие») есть основной вопрос научной работы (Петров Ю.А. ). Пример: «Каковы инвариантные критерии качества интернациональных научных исследований в сфере образования?» Тема: «О чем утверждается?» и «Что утверждается?». Пример: «В диссертации утверждается об интернациональных научных исследованиях в сфере образования, которые должны соответствовать инвариантным критериям качества…» Требование: заглавие научной работы существенно определяется ее основным результатом!!! Пример: основной результат – «инвариантные критерии качества интернациональных научных исследований в сфере образования» Вариант формулировки темы: «Инвариантные критерии качества прикладных педагогических исследований в контексте интернационализации образования и науки»
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Конкретная формулировка темы; Тема как «ВСЕЛЕННАЯ»… Отождествление темы с объектным полем (не с объектом!) исследования. Пример: «Экологическое образование школьников» или «Методы обучения иностранным языкам» Формулировка темы с оттенком «процессуальности». Пример: «Изучение процесса…», «Совершенствование…», «Исследование…», «Анализ…», «Проблемы…» (проблемы надо решать!) В теме должен рельефно проявляться новый ракурс исследования объекта или предмет исследования!!! Сравните: «Инвариантные критерии качества прикладных педагогических исследований» и «Инвариантные критерии качества прикладных педагогических исследований в контексте интернационализации образования и науки» «Методы формирование методологической культуры у аспирантов гуманитарных специальностей» и «Методы формирование методологической культуры у аспирантов гуманитарных специальностей: когнитивно-стилевой подход» Новизна потенциальных результатов, теоретическая и практическая ценность – атрибуты темы исследования!!!
КРИТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ТЕМЫ … Тема: «Методическая система формирования логической культуры у магистрантов гуманитарных специальностей: критико-рефлексивный подход» «Основной вопрос» исследования: «Какова структура и специфика методической системы формирования логической культуры у магистрантов гуманитарных специальностей, разработанной с позиции критико-рефлексивного подхода?» «О чем утверждается»: «О процессе формирования логической культуры магистрантов…»; «Что утверждается»: «О необходимости научного обоснования и разработки методической системы этого процесса… с позиции критико-рефлексивного подхода» «Ключевые слова»: «методическая система» и «логическая культура магистрантов» «Основной результат»: «методическая система» (цель, содержание (логические нормы, задачи, ситуации), методы обучения, критерии и показатели); Новизна, новый ракурс исследования объекта: «…в контексте критико-рефлексивного подхода»
КОРРЕЛЯЦИЯ ТЕМЫ С… Тема АктуальностьОбъектЦельПредметПроблема
СПАСИБО!!!