ПРОЕКТ «Рыбные обитатели реки Обь» АВТОР : Гайнутдинова Елена Жоресовна. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ г. Нижневартовска ЦРР-ДС 44 «Золотой ключик»
Формирование в процессе организации познавательной деятельности ценностное отношение к рыбе как уникальному представителю родной природы. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
. Развитие потребности в приобретении новых знаний о природных объектах в частности о рыбах реки Обь, Ханты- Мансийского округа. Формирование осознанного действенного отношения к природе родного края, желание беречь и охранять. Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной). Углубление и систематизация знаний об рыбных обитателях реки Обь: особенностях строения, размножение и значимость для человека. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Организация проекта I этап Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы Проблема исследования: в уголок живой природы родители приобрели аквариумную рыбку (золотую). Дети заинтересовались обитателем аквариума. Воспитатель сказал что это декоративная рыбка живущая только в аквариуме, потому что ее родная среда обитания реки теплых стран. У детей возникли вопросы: какие рыбы живут в нашей реке? Смогут ли они жить в аквариуме? Как выглядят рыбы живущие в нашей реке? Чем полезны рыбы для человека?
Iэтап ЗАДАЧИ Познакомить с внешним видом, условиями размножения и способами добычи рыб. Изучить значение рыб в жизни народов Ханты и Манси, познакомиться с вариантами использования рыбной чешуи, кожи. Ознакомление с историей происхождения рыб. Приобщение к художественному образу в произведениях поэтов, писателей и устном народном творчестве, народных играх и забавах.
II этап. Организация исследования в рамках проекта. 1. сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде рыб(ее отличительных особенностях): строении, среде обитания; значении ее в жизни народов Ханты и Манси. Подбор загадок, стихов, пословиц,, обсуждение содержания и оформления альбома «Рыбка золотая» (совместная работа детей и родителей); - детское экспериментирование: опыт с чешуей рыбы (хорошо клеится, можно покрасить, можно проколоть иголкой и т.д.); - экскурсия в гимназию 2 (изучение среды обитания и отличительных особенностях); - чтение и обсуждение книги «Мир океана» - организация выставки «Волшебная чешуя» в выставочном зале ДОУ (работы детей и родителей); - проведение познавательного занятия «Все о рыбах, и не только» с использованием дидактических игр (о пользе рыбного промысла в жизни народов Ханты и Манси); - сбор материалов для экспозиции «Чудесное превращение рыбы»: изделия из чешуи и кожи, фотографии.
- сочинение детьми загадок о рыбах ( по технологии ТРИЗ); - совместные с воспитателем и самостоятельные дидактические игры: «С кем дружит рыба?», «Чей плавник?», «Что сделано из рыбьей кожи?»; - рисование детей на тему «Речные обитатели Оби», оформление выставки работ; - отбор, систематизация и обсуждение фотографии для альбомов: «Рыбка золотая», «Волшебная чешуя»; - организация народных игр и хороводов по теме проекта; - подготовка экспозиции «Чудесные превращения рыбы» (систематизация материалов, оформление) для музея ДОУ. 2. Творческая познавательная деятельность детей.
- выставка рисунков детей «Речные обитатели Оби»; - викторина «Что ты знаешь об обитателях реки Обь?»; - экспозиция в музее ДОУ «Чудесные превращения рыбы»: изделия из кожи, фотографии, рисунки детей, поделки из чешуи, листьев, меха, лекарственные препараты; - развлечение «Праздник рыбалова» с использованием фольклора, игр, результатов творчества детей и произведений российских авторов (участие воспитателей, родителей). III этап. Презентация результатов исследовательской деятельности: