Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования Чтение, комментарий, анализ и интерпретация – неотъемлемые части всякой знаковой деятельности. Развитие данных умений, овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в тексте, создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений необходимы для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности (метапредметная функция).
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности (личностная функция).
Главные цели изучения предмета «Литература» Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы (читательская компетенция). Формирование умения использовать в процессе анализа текста соответствующей научной терминологии: литература как искусство словесного образа, художественный мир, художественная речь, литературные роды и жанры, историко-литературный процесс (литературоведческая компетенция). Создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного (коммуникативная и творческая компетенция).
Специфика учебного предмета «Литература» представляет собой единство словесного искусства и основ литературоведения курс литературы 5 – 8 классов строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов В 9 классе – изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII века и первой половины XIX века)
Разделы курса литературы ОШ 1) Устное народное творчество 2) Древнерусская литература 3) Русская литература XVIII века 4) Русская литература первой половины XIX века 5) Русская литература второй половины XIX века 6) Русская литература первой половины XX века 7) Русская литература второй половины XX века 8) Литература народов России 9) Зарубежная литература 10) Обзоры 11) Сведения по теории и истории литературы 12) Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования
Личностные результаты изучения предмета «Литература» совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, уважительного отношения к литературе, к культуре других народов использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в тексте, формулировать выводы самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Предметные результаты изучения предмета «Литература» 1) В познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений; -понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; -умение анализировать литературное произведение: определять жанрово-родовую принадлежность, понимать и формулировать тему, идею, пафос, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений -определять элементы сюжета, композиции, ИВС языка, понимание их роли -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения
Предметные результаты изучения предмета «Литература» 2) В ценностно-ориентационной сфере: -приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; -формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; -собственная интерпретация(в отдельных случаях) изученных литературных произведений; -понимание авторской позиции и свое отношение к ней
Предметные результаты изучения предмета «Литература» 3) В коммуникативной сфере: -восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; -умение пересказывать с использованием образных средств и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; -написание сочинений и творческих работ, рефератов
Предметные результаты изучения предмета «Литература» 4) В эстетической сфере: -понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; -понимание русского слова в его эстетической функции, роли ИВС в создании художественных образов литературных произведений
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане (455 ч) 5 класс – 105 часов 6 класс – 105 часов 7 класс – 70 часов 8 класс - 70 часов 9 класс – 105 часов Примерная программа отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени) и формируется авторами Рабочих программ
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся