Чиркова Татьяна Владимировна, заместитель директора МБОУ ИМЦ Семинар-практикум Наставничество как развивающее пространство молодого специалиста
Программа семинара Система профессиональной адаптации глазами молодых специалистов (А. З. Полякова, педагог-психолог краевого центра психолого-медико- социального сопровождения, руководитель творческой группы молодых учителей) Выявление и анализ проблемных зон молодого специалиста (Н. Е. Сиденкова, директор ЦДЮТиЭ г. Амурска) Создание и реализация программы индивидуального сопровождения молодого педагога (Т. В. Чиркова, зам. директора МБОУ ИМЦ)
Нормативные документы Завуч Районная программа адаптации молодых учителей Программа (план) адаптации молодых учителей ОУ План работы ШМУ Анализ работы ШМУ Приказ о закреплении наставников Положение о наставничестве Наставник Диагностика профессиональных затруднений Индивидуальный план работы наставника с молодым специалистом Анализ работы наставника с молодым специалистом
Положительные моменты В ОУ за молодыми специалистами закреплены педагоги-наставники Частично есть разделы в папках МО учителей- предметников по работе с молодыми специалистами Посещение уроков молодых специалистов Диагностика профессиональных затруднений План работы с молодыми специалистами Психологическая характеристика молодого учителя (????) Картотека молодых учителей (???)
Отрицательные моменты Отсутствуют программы по организации ШМУ План работы не носит системного характера (отдельные мероприятия) Нет четкой документации наставников, отражающей работу с молодыми специалистами Низкая активность молодых специалистов в мероприятиях ОУ Низкая мотивация к профессиональному росту Отсутствуют мероприятия по психологической адаптации молодых учителей Помощь наставников формальная
Проблемы Отсутствие мотивации к работе Отношения с коллегами Отношения с детьми Отношения с родителями Неумение обеспечить дисциплину Неумение планировать урок Незнание современных форм и методов работы на уроке Неуверенность в себе Непонимание, как вести себя на уроке Несоблюдение логической структуры урока Работа с коррекционными классами Неумение организовать воспитательную работу в классе Внешний вид
Причины Отсутствие допрофессиональной подготовки Слабые абитуриенты Преобладание теории над практикой в ВУЗах Нет опыта работы Отсутствует преемственность между школой и ВУЗом Формальная организация ШМУ Не оказана своевременная методическая помощь Формальное наставничество
Наставничество - это лаборатория, где идет постоянный поиск подходов, методик, технологий по реализации целей и задач образования
Определение круга проблем Что сохранить? От чего отказаться? Что улучшить? Что ввести нового? Методика коллективной деятельности «Карусель»
Система профессиональной адаптации глазами молодых специалистов Полякова Анна Закировна, педагог-психолог краевого центра психолого- медико-социального сопровождения, руководитель творческой группы молодых учителей Схема
Целью индивидуального сопровождения молодого учителя в системе методической работы ОУ является обеспечение роста его профессионального мастерства
Каждый ли педагог может быть наставником?
С чего начинать работу по повышению профессионального роста? Выявление противоречий в мировоззрении, деятельности, отношениях (профессиональные затруднения) Установление их причины (это и будут цели и задачи) Определить действия (совместные и индивидуальные) – чем конкретнее, тем результативнее
Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов Сиденкова Наталья Егоровна, директор ЦДЮТиЭ г. Амурска, педагог-наставник
Положение об индивидуальном сопровождении молодого специалиста в ОУ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Ф.И.О. учителя __________________________________________ Образование ____________________________________________ Категория ______________________________________________ Стаж работы ____________________________________________ Уровень профессионального развития педагога - реальный - планируемый - определяется на основе диагностики Проблема, цель, задачи. Пути повышения уровня профессионального развития определяются на основе составления индивидуального маршрута с учетом данных диагностики профессиональных затруднений Сроки и этапы повышения уровня профессионального развития (план индивидуального сопровождения) Вид методической продукции(портфолио, пакет методических разработок, КИМы, статья в сборник и т. д.) Итоговое мероприятие (педсовет, фестиваль педагогических идей, конкурс профессионального мастерства, методсовет и т. д. )
Универсальная модель индивидуального маршрута профессионально-личностного развития молодого педагога
Модель системы компетенций учителя предметно-методологическая компетентность психолого-педагогическая компетентность компетентность в области валеологии образовательного процесса коммуникативная компетентность компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса компетентность в области управления системой «учитель – ученик» компетентность в сфере трансляции собственного опыта: исследовательская компетентность акмеологическая компетентность
Матрица выбора индивидуальных форм работы учителя в рамках методической работы