Page 1 Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф.Устинова «Военмех» Кафедра лазерной техники и технологий» Физический бой новая проблемно- ориентированная форма проведения интерактивных лабораторных занятий в семестре А.П. Погода
Page 2 Компетенции и задачи дисциплины Получение навыков самостоятельного планирования и проведения эксперимента; Понимание физических процессов, изучаемых в курсе; Получение навыков самостоятельного подбора источников информации и анализа сведений, полученных из литературы и сети Интернет; Получение навыков использования высокотехнологичного оборудования; Знание методик обработки результатов эксперимента; Владение программными пакетами для обработки результатов эксперимента; Получение навыков организации деятельности научной группы;
Page 3 КЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД Получение задания Изучение описания лабораторной работы Получение избыточных сведений об устройстве прибора и алгоритме выполнения работы Индивидуальное или групповое выполнение работы или наблюдение за проведением эксперимента Обработка результатов эксперимента Оценка полученных результатов преподавателем ПРОБЛЕММНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Получение задания Самостоятельный поиск и анализ сведений об устройстве прибора Самостоятельное планирование эксперимента, выделение подзадач Организация работы научной группы, оптимизация качества и скорости выполнения работы путем формирования подзадач Обработка результатов эксперимента Представление результатов в виде статьи и доклада, а также участие в дискуссии с оппонентом
Page 4 Проблемно-ориентированный подход преимущества и недостатки активное получение информации высокая мотивация к обучению высокая степень ответственности за результат эксперимента формирование навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности на протяжении всего обучения моделирование научной среды и механизмов взаимодействия в ней непредсказуемость методики эксперимента необходимость преподавателю опираться на широкую эрудицию в изучаемой области требует от преподавателя заинтересованности в процессе и активности в общении не равно распределенное внимание ко всем работам может занимать больше лабораторного времени
Page 5 Занятие 0. Постановка задач, знакомство с возможностями лаборатории. Занятие 1. Получение генерации твердотельного лазера. Резонатор Фабри-Перо. Занятие 2. Подбор оптимального коэффициента пропускания полупрозрачного зеркала в резонаторе Фабри-Перо. Занятие 3. Получение генерации на петлевом резонаторе. Занятие 4. Измерение энергетических характеристик излучение лазера. Занятие 5. Измерение пространственных характеристик излучения лазера. Занятие 6. Измерение ширины полосы генерации лазера. Занятие 7. Получение режима модуляции добротности резонатора. Занятие 8. Генерация гармоник излучения лазера. Пример программы лабораторных занятий в семестре, оптимальных для проведения физического боя
Page 6 Распределение ролей в ходе выполнения лабораторных работ Руководитель Работы Распределение задач, Подготовка доклада и статьи Участники Обзор литературы, поиск методов проведения эксперимента Участники Проведение Эксперимента, поиск схемных решений Участники Обработка Результатов и оптимизация эксперимента
Page 7 Проведение физического боя Мероприятие требует активности каждого участника на протяжении всего процесса По материалам занятия руководитель-докладчик (представитель первой учебной группы ответственный за эту задачу) делает сообщение о цели, методах и результатах своего физического эксперимента. Руководитель-оппонент (представитель второй учебной группы ответственный за эту задачу) указывает на все неточности, недостатки исследования, а также дополняет доклад своими достижениями. Во время дискуссии докладчика и оппонента участники обеих команд имеют право помочь своему руководителю: задать вопросы, дополнить сказанное. Преподаватель (жюри) обобщает сказанное и оценивает вклад каждой группы в исследование по результатам дискуссии и распределяет баллы.
Page 8 Результаты проведения лабораторных занятий в семестре в форме физического боя Существенное повышение уровня заинтересованности студентов и мотивации к обучению Стопроцентная явка на зачетное мероприятие, существенное повышение явки студентов на текущие занятия Формирование учебного пособия на основе отчетных статей студентов