Методическая разработка раздела учебной (воспитательной) программы
Пояснительная записка Специфика данной учебной дисциплины обусловлена... Отличительными особенностями данной программы являются … Программа... ориентирована на применение... Особый акцент в программе сделан на использование... Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как... Место раздела в курсе … 1 Представляются особенности программы, к которой составляется учителем методическая разработка
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом, объединяющим сведения о природе, человеке и обществе. Цель курса – дать детям начальное представление о целостной научной картине мира, показать связь деятельности человека и окружающего мира, познакомить с историческими событиями своей страны. Методический аппарат учебников позволяет организовать познавательный процесс на уроке как личностно– ориентированный, т.е. направленный на развитие личности учащегося. Программа «Окружающий мир» для 1- 4 классов Система заданий составлена с учетом разного уровня способности детей усваивать знания, что дает учителю возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся. Разнообразные виды знаний позволяют учителю использовать разные методы обучения и активизировать познавательную деятельность и развитие мышления младших школьников. Педагогическое сотрудничество учеников и учителя на уроке создает условия для движения учащихся от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому.
Цели и задачи раздела 3 вида задач - дидактические (предметные результаты) - развивающие (метапредметные результаты) - воспитательные (личностные результаты) (формировать …, закреплять…, совершенствовать…, систематизировать..., развивать…, воспитывать…) Комплексные задачи В развивающие задачи включаются дидактические как способ достижения результатов развития. (развитие регулятивных УУД самоконтроля и самооценки на основе выполнения фонетического анализа слов по алгоритму) 2
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями. Психолого-педагогическая характеристика класса. 3
– научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; – умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности; – коммуникативные и информационные умения; – умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; – способность к контролю и самоконтролю; – способность к творческому решению учебных и практических задач Либо – личностные результаты, – метапредметные результаты, – предметные результаты 4 Ожидаемые результаты освоения раздела программы (соотносить с целями и задачами раздела программы)
(соответствие целям, задачам, содержанию учебного материала, этапам работы, типам уроков, возрастным особенностям, психолого-педагогической характеристике класса, уровню сформированности ЗУН обучающихся и способов действий, необходимых для усвоения темы) 5 Обоснование технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
5 ТехнологииОбоснование использования технологии Технология деятельностного метода обучения Организация образовательного процесса по данной технологии позволяет обучающимся получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, ориентирует на реализацию идей педагогики сотрудничества. Принцип вариативности способствует формированию у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Данная технология позволяет обеспечить преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
5 Обоснование технологий, методов, форм организации деятельности учащихся МетодыОбоснование использования метода Частично-поисковый метод Используется для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования. Этот метод эффективно используется на уроке изучения нового материала для открытия обобщенного способа действия при создании проблемной ситуации. В начальной школе активно применяется для организации групповой работы обучающихся.
Система знаний и система деятельности 6 4 класс Окружающий мир ЗнанияХарактеристика деятельности учащихся Карта – наш экскурсовод Физическая карта России. Россия – самая большая страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту) Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на карте природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте.
Система знаний и система деятельности 6 4 класс Окружающий мир ЗнанияХарактеристика деятельности учащихся По равнинам и горам Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Обозначение их на физической карте. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края. Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину).
Календарно-тематическое планирование Разработка урока Список литературы 7 8 9
Компьютерная презентация 10 Не дублирует бумажный вариант 7 – 10 минут (4 страницы текста выступления) презентация служит иллюстрацией к выступлению отражение вклада учителя в разработку методики преподавания раздела: - созданные материалы (презентации, тренажеры, тесты, раздаточные материалы и т.п.) - система отслеживания результатов (сравнение входной и итоговой диагностики, графики, таблицы) - организация дифференцированного обучения - формы проведения уроков (фотографии) - творческие работы обучающихся
Критерии оценки методической разработки раздела образовательной и учебной программы Соответствие целей и задач методической разработки общему смыслу учебной (воспитательной) программы Адресность и возрастносообразность презентуемой методики Опора на теоретическое осмысление и анализ существующих программ по аналогичной проблематике, знание соответствующей литературы Системность содержания методической разработки Ориентация методической разработки на применение в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий
Критерии оценки методической разработки раздела образовательной и учебной программы Соответствие образовательных технологий и методов поставленным целям и содержанию программы Диагностичность планируемых образовательных результатов Социально-педагогическая значимость презентуемых результатов применения методической разработки Наличие позитивных эффектов применения методической разработки Культура презентации методической разработки (оптимальность количества слайдов, выбранных эффектов анимации, соотношения текста и иллюстративного материала, ясность и логичность изложения)