Российский Государственный профессионально -педагогический университет Машиностроительный институт Екатеринбургский машиностроительный колледж Екатеринбург, 2012 г.
Военно-патриотическое воспитание Екатеринбург 2012 Новикова Лариса Николаевна
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский
Цель военно-патриотического воспитания развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нрав ственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Задачи: - проведение научно обоснованной управленческой и органи заторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи; - утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение прести жа государственной, особенно военной, службы; - создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у мо лодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей; - создание механизма, обеспечивающего эффективное функци онирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Приоритетные духовно-нравственные ценности: - гражданственность ; - общенациональное в государственном масштабе; - приоритет общественно-государственных интересов над личными; - лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; - патриотизм, преданность своему Отечеству; - преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; - самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; - гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; - социальная активность, ответственность, нетерпимость к на рушениям норм морали и права.
Принципы Военно - патриотического воспитания : признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.
Основные направления: Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма. Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Основные направления : Патриотическое - воспитание важнейших духовно - нравствен ных и культурно - исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, нацио нального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Профессионально - деятельностное - формирование добросове стного и ответственного отношения к труду, связанному со служе нием Отечеству, стремления к активному проявлению профессио нально - трудовых качеств в интересах успешного выполнения слу жебных обязанностей и поставленных задач. Психологическое формирование у молодежи высокой психо логической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государ ственной службы, важнейших психологических качеств, необходи мых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.
Система военно-патриотического воспитания включает: 1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений. 2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, 3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Эффективность понимается как процесс достижения ее субъек тами в ходе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных резуль татах по формированию патриотизма у молодежи. Основными критериями эффективности военно - патриотическо го воспитания являются : 1. Практически - результативный 2. Оптимально - деятельностный 3. Реализационно - целевой,
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.
Благодарю за внимание !