Практика использования специального оборудования в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения функций опорно-двигательного аппарата Департамент образования и науки Краснодарского края Центр дистанционного образования
Дистанционное обучение, как новая форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получение людьми со специальными нуждами качественного образования и дает возможность применения личностно- ориентированных методик обучения
Оснащение рабочего места различными вспомогательными техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно- двигательного аппарата
Навыки работы в чате позволяют детям, находящимся в ограниченном пространстве квартиры, общаться между собой и с учителями, развивают коммуникативную функцию в целом, способствуют социальной интеграции.
Вспомогательные устройства ввода информации и управления компьютером Специальные клавиатуры Альтернативные устройства ввода информации Устройства управления компьютером
Предназначены – для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями Различные типы клавиатур адаптированы к определенным видам ограничений: – ограниченная подвижность рук – нарушенная координация движений – неподвижность рук Специальные клавиатуры
клавиши увеличенного размера ( мм) К л а в и ш и расположены далеко друг от друга регулируемая задержка нажатия клавиши функция исключения двойного нажатия регулирование скорости повторного нажатия БОЛЬШИЕ КЛАВИАТУРЫ для людей с серьезными нарушениями моторных функций (спастическая кисть, не координированные движения)
Большие клавиатуры Большая клавиатура с клавишами ( 22мм) удаленными друг от друга
Клавиатура со специальной накладкой для людей с нарушенной координацией движений Предотвращает нажатие двух и более клавиш одновременно Имеет возможность подключения до 16 выносных кнопок
Большие клавиатуры с крупным шрифтом
МАЛЕНЬКИЕ КЛАВИАТУРЫ для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.) различные размеры (20-50% по отношению к обычной) радиальное и компактное расположение клавиш повышенная чувствительность клавиш возможность разделения клавиатуры на две части установка на штативе специальное исполнение для работы только левой или только правой рукой
Плоская программируемая клавиатура для работы на компьютере пользователь дотрагивается до нарисованных на ней пиктограмм, буквенных и цифровых клавиш
Одна из накладок к программируемой клавиатуре
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЫШИ Клавишного типа Джойстики Трекболы Головные Ножные и другие
Джойстики, трекболы, выносные кнопки Джойстик устройство ввода информации, которое представляет собой манипулятор, посредством которого можно задавать экранные координаты графического объекта; также может выполнять функции клавиатуры. Трекбол указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера.
Джойстики, трекболы
Выносная кнопка на струбцине
Альтернативные устройства В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения –Грубые движения рукой или движение ноги –Движения головы –Удар языка –Дыхательные движения (вдувание воздуха) –Моргание глаз (удар веком) –Звуковые сигналы Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру
Альтернативные устройства для работы на компьютере Выносные кнопки - различных размеров - различной чувствительности Сенсорные экраны Сенсоры - тактильные - бесконтактные - акустические
Выносные кнопки
Кнопка-подушка может быть прикреплена к одежде или к подголовнику инвалидного кресла Кнопка с гиперчувствительной мембраной для пользователей с мышечной дистрофией Выносные кнопки
Каждому пользователю со специальными потребностями необходима индивидуальная организация рабочего места и подбор дополнительных устройств; Также необходимо обучение использованию специальных технических средств и встроенным в компьютерную систему специальным возможностям.
Подбор специального оборудования
Обучение работе на специальном оборудовании
Консультирование родителей по работе со специальным оборудованием
Комплекты оборудования Центром на основе Приказа 341 «О реализации постановления правительства российской федерации от 23 июня 2009 г. 525» была произведена закупка оборудования.
Используемые комплекты оборудования Для детей с ограниченными возможностями здоровья I этапа имеется 7 видов комплектов оборудования, предназначенные для проведения учебного процесса Ниже представлено содержимое каждого комплекта по отдельности
Перечень оборудования, входящий во все виды комплектов 1.Веб-камера 2.Колонки 3.Микрофон 4.Наушники 5.Сетевой фильтр-удлинитель 6.Сканер 7.Специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья (монитор, MacMini, клавиатура, мышь, ПО) 8.Цифровая фотокамера 9.Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов 10.Черно-белый лазерный принтер
Начальное общее образование Не имеющие выраженных нарушений развития и способные использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия 1.Графический планшет 2.Интегрированная творческая среда для образовательных учреждений начального общего образования 3.Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений 4.Конструктор по началам прикладной информатики и робототехники 5.Программное обеспечение для программирования роботов с функцией обучения конструированию и программированию
Основное общее образование Не имеющие выраженных нарушений развития и способные использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия 1.Виртуальный конструктор по математике 2.Виртуальный конструктор по физике 3.Графический планшет 4.Интегрированная творческая среда для образовательных учреждений основного общего образования 5.Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений 6.Конструктор по началам прикладной информатики и робототехники 7.Программное обеспечение для программирования роботов с функцией обучения конструированию и программированию 8.Школьная геоинформационная система
Начальное общее образование С нарушениями опорно- двигательного аппарата, затрудняющими использование стандартных инструментов клавиатурного ввода и управления (обучающиеся с мышечной атрофией (миопатией) 1.Графический планшет 2.Интегрированная творческая среда для образовательных учреждений начального общего образования 3.Комплект оборудования, позволяющий осуществлять простейшие физические и физиологические наблюдения 4.Компьютерный джойстик 5.Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых 6.Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура 7.Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода
Основное общее образование С нарушениями опорно- двигательного аппарата, затрудняющими использование стандартных инструментов клавиатурного ввода и управления (обучающиеся с мышечной атрофией (миопатией) 1.Виртуальный конструктор по математике 2.Виртуальный конструктор по физике 3.Графический планшет 4.Интегрированная творческая среда для образовательных учреждений основного общего образования 5.Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений 6.Компьютерный роллер 7.Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых 8.Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура 9.Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода 10.Школьная геоинформационная система
Среднее (полное) образование С нарушениями опорно- двигательного аппарата, затрудняющими использование стандартных инструментов клавиатурного ввода и управления (обучающиеся с мышечной атрофией (миопатией) 1.Виртуальный конструктор по математике 2.Виртуальный конструктор по физике 3.Графический планшет 4.Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений 5.Компьютерный роллер 6.Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых 7.Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура 8.Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода 9.Школьная геоинформационная система
Начальное общее образование С нарушениями опорно- двигательного аппарата, затрудняющими использование стандартных инструментов клавиатурного ввода и управления (обучающиеся с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкин езы) 1.Выносная компьютерная кнопка средняя 2.Интегрированная творческая среда для образовательных учреждений начального общего образования 3.Клавиатура с большими кнопками и с разделяющей клавиши накладкой 4.Комплект оборудования, позволяющий осуществлять простейшие физические и физиологические наблюдения 5.Компьютерный джойстик 6.Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых 7.Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура
Основное общее образование С нарушениями опорно- двигательного аппарата, затрудняющими использование стандартных инструментов клавиатурного ввода и управления (обучающиеся с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперки незы) 1.Виртуальный конструктор по математике 2.Виртуальный конструктор по физике 3.Выносная компьютерная кнопка средняя 4.Интегрированная творческая среда для образовательных учреждений основного общего образования 5.Клавиатура с большими кнопками и с разделяющей клавиши накладкой 6.Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений 7.Компьютерный джойстик 8.Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых 9.Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура 10.Школьная геоинформационная система