Агафонова Елена Евгеньевна Если угодно, язык – это океан. Можно черпать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В.Солоухин
Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто А не какой – нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай в них стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – А правила когда мы учим, Употребляем стиль Разговорный Художественный Публицистический Официально - деловой Научный Стили речи
Агафонова Елена Евгеньевна Стили речи (где? с кем? зачем ? ) Книжные Разговорный НАУЧНЫЙ- сообщение (термины) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ сообщение (особые слова и обороты) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств ) общение (разговорные слова, неполные предложения, диалог )
Агафонова Елена Евгеньевна Стилистический эксперимент Задание 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино- нимом. Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним? У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он( смотрел, уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту. Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём, и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием, бульканьем ).Но пришла осень.( Опали, отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль, и ( смолкла, заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов.
Агафонова Елена Евгеньевна У ручья красавица Роза. На ветку перед ней Соловей. С восхищением он на Розу, ее красоту. Соловь- иные звучали над ручьем, и тот им тихим. Но пришла осень. лепестки прекрасной Розы. Ручей их вдаль, и соловьиная песня. (А.Смирнов) выросла сел смотрел трели воспевая вторил журчанием. Опали унес смолкла Стилистический эксперимент
Агафонова Елена Евгеньевна У ручья красавица Роза. На ветку перед ней Соло- вей. С восхищением он на Розу, ее красоту. Соловь- иные звучали над ручьем, и тот им тихим. Но пришла осень. лепестки прекрасной Розы. Ручей их вдаль, и соловьиная песня. (А.Смирнов) Стилистический эксперимент вымахалавзгромоздился уставилсярасхваливая верещанияподдакивалбульканьем Отвалилисьуволок заглохла В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
Агафонова Елена Евгеньевна ГЛАЗА Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазенки: серые, плутоватые – все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза: – Что вы бегаете? Чего ищете? Забегали глазенки, засуетились, говорят: – Да так себе, понемножечку, полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же – сами знаете. И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили глаза: – Что вы смотрите? Что видите? Скосились гляделки, закричали: – Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас! Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись. (Ф.Сологуб) Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор ? 3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок? 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
Агафонова Елена Евгеньевна «Что бы это значило?» Редактирование текста Записка в дневнике Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы. Директор школы В.Петров Вопросы и задания: 1. Объясните, почему данные документы вызывают смех. 2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю. 3. Напишите указанные учителем документы и расскажите о законах их составления и оформления.
Агафонова Елена Евгеньевна Записка сына, обращенная к матери Редактирование текста «Что бы это значило?» Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка. Вопросы и задания: 1. Объясните, почему данный документ вызывает смех. 2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю. 3. Напишите указанные учителем документы и расскажите о законах их составления и оформления.
Агафонова Елена Евгеньевна Заявление служащей начальнику «Что бы это значило?» Редактирование текста Дорогой Иван Иванович! Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.С приветом, Ксения Петровна 25 сентября 2009 г.
Агафонова Елена Евгеньевна Заявление директору фирмы от подчиненного «Что бы это значило?» Редактирование текста Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами,небось,понимаете, что на работу я вовремя никак не поспею. Петр Петрович, миленький, можно, я опоздаю? Я лучше вечером задержусь и все-все сделаю до конца, честное слово! А? Семенов
Агафонова Елена Евгеньевна Домашнее задание Письменный пересказ известной сказки в официально- деловом стиле или в форме диалога двух кумушек-соседок. («Волк и семеро козлят», «Колобок») По выбору.