Концепт «Дружба» как элемент русской ментальности: структура концепта Автор: Самсонова Анастасия 7А класс, МОУ «СОШ 1» Руководитель: Корохова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1»
Цель исследования состоит в определении структуры концепта Дружба, отражающего специфику русского менталитета.
Задачи: 1.Изучение и разработка теоретической базы; 2.описание исследуемого концепта на базе: лексико-семантического анализа, психолингвистической интерпретации; 3.определение ядра и околоядерной области концепта.
Предмет исследования – содержа- ние культурного концепта Дружба Объект исследования – структу- рированное содержание концепа Дружба в сознании современной русской языковой личности.
Гипотеза: Концепт «Дружба» за время своего существования претерпел значительные изменения. Современные подростки толкуют данный концепт на уровне абстрактного понятия.
Этапы исследования: 1.Изучение теории; 2.Анализ данных этимологических и толковых словарей; 3.Изучение эволюции концепта; 4.Психолингвистический эксперимент и толкование его результатов.
Результаты:
1. Концепт – это единица ментальности, выраженная сред- ствами языка и речи, которая тесно связана с такими понятиями, как культура,национальный характер, картина мира и др.
2. Анализ словарей Этимология ДРУЖБА Толкование приятельские отношения, взаимная привязанность, тесное знакомство, бескорыстная привязанность, тесная связь
преданность и верность братство нежность, скрепленная пактом откровенности Товарищество идеологическое воинское товарищество Осознанные доброжелательные отношения с окружающими Общность интересов Дружба 3.
4. Ядро концепта Дружба в сознании современного школьника
5. Полевая модель концепта Дружба в сознании современного школьника
Ядро концепта Дружба = Полевая модель концепта
Спасибо за внимание!