1. Подготовка аналитического обзора Аналитический обзор по текущей ситуации в биотехнологическом образовании. Анализ учебных планов: - ситуация с существующими учебными планами и образовательными стандартами; - читаемые дисциплины, модули.
2. Анкетирование Ситуация с подготовкой анкетирования, опроса студентов и работодателей, формированием базы данных респондентов. Организация анкетирования через оргкомитет конференции «Биотехнология – состояние и перспективы развития. Литва – методические наработки – как планировать самостоятельную работу студентов. Образцы анкет из книг Байденко. Подготовка анкет, проведение анкетирования, анализ результатов анкетирования.
3. Анализ образовательного стандарта и разработки образовательных программ. Для какого рода вузов мы готовим прототип стандарта? Есть ли разделение на академические и профессионально ориентированные профили подготовки? Проблемы сочетания требований к образованию в классических университетах и в технических/технологических вузах. Мнение академии наук, прикладного, производственного сектора.
При разработке профессионального стандарта, образовательной программы не забывать ключевые условия: - Студентоцентрированный подход - Ориентация на выходные показатели: результаты обучения, компетенции - Мобильность - Возможность построения индивидуальной образовательной траектории - Возможность признания - Система переноса и накопления кредитов - Модульная структура учебного плана - Трудоустраиваемость (связь с работодателем) - Большая гибкость в подготовке выпускников в соответствии с изменениями в требованиях общества и экономики - Точки пересечения с обучением на протяжении всей жизни - Различные пути обучения могут приводить к одной и той же квалификации Разнообразие программ и сопоставимость должны быть сбалансированы. Специализация профилей должна учитывать мобильность.
Алгоритм разработки профессионального стандарта (образовательной программы) 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ Важно показать концептуальные рамки, которые говорят об обоснованности и своеобразии данного направления подготовки, профиля, специальности). 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ (бакалавр, магистр), УРОВНЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ (базовый, промежуточный, повышенный и специализированный). 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ. 4. ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕВОД В ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ дескрипторы уровня универсальные компетенции предметно-специализированные компетенции Правильно определив результаты обучения, можно для требуемого уровня квалификации установить стандарты теоретического и/или экспериментального знания, академических и предметно-специализированных навыков, а также универсальных компетенций, общих и переносимых навыков. Компетенции должны быть приобретены, а результаты обучения достигнуты. Присуждение степени невозможно, если не было продемонстрировано достижение всех результатов. Результаты обучения не должны иметь чрезмерно предписывающий характер и ограничивать творческие возможности и проницательность учащихся, не должны переполнять учебную программу и тем самым создать недопустимую нагрузку на учащихся.
5. ПЕРЕВОД В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ: формирование содержания (знание, понимание, навыки) построение структуры, распределение кредитов (курсовые единицы, дисциплины, модули и кредиты, наполнение по семестрам, годам), распределение кредитов по видам деятельности (таким, например, как диссертационная работа, экзамены и т.д.), предусмотренных квалификацией. Важно после формулирования желательных результатов обучения опре- делить, сколько времени необходимо для достижения каждого из этих результатов; подсчеты основываются на оценке того, что может сделать типичный студент за определенный период времени. разумный компромисс в том, что касается уровня знаний и навыков, как они сформулированы в результатах обучения, и имеющимся объемом времени. Кредиты можно подразделить на несколько категорий: кредиты, относящиеся к обязательным «базовым» курсам, вспомогательным курсам, дополнительным курсовым единицам и т.д. 6. ПОДХОДЫ К: преподаванию обучению Важно не не предписывать подходы к преподаванию, обучению или оценке. 7. ПРОВЕРКА, ВСЕ ЛИ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛНОСТЬЮ ОХВАЧЕНЫ КУРСОВЫМИ ЕДИНИЦАМИ
В последующем на этапах релизации: ПЕРЕВОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНИВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ
Формирование профилей – не на основе дисциплин, деления на области биотехнологии, а на основе ключевых общих и специфических компетенций! Профиль может базироваться на расширении и углублении: - вертикального знания (специализация предметной области), - горизонтального знания (дополнительные смежные предметные области), - разнообразных знаний (дополнительные несмежные предметные области) Профиль (специальность) – конкретная направленность специальности (образовательной программы), состав содержания подготовки, объем знаний и навыков. 4. Работа по профилям образовательных программ. Общая ситуация. Медицинская биотехнология – усилить экспертами.
Академический профиль: - международный, - междисциплинарный, - углубленный по специализации Возможные типы профилей: - достаточно широкий или узко специализированный; - теоретический и/или прикладной; - академический и профессиональный; - региональный, междисциплинарный, международный; - вузовский, межвузовский, - по «цветам биотехнологии» (белая, зеленая, красная, серая, синяя и т.п.) Профессиональный (прикладной профиль): - углубленный по специализации, - региональный
5. Подготовка списка результатов обучения, компетенций, формирование профильных (специфических) компетенций. Выделение компетенций. Формирование списка предметно-специализированных компетенций. Формирование компетенций со стороны Академии наук. Формирование компетенций со стороны представителей промышленности. Образцы курсов с перечнем компетенций, тестовых заданий.
6. Контакты с работодателями. Формирование перечня профессиональных областей деятельности, базы данных работодателей. По видам профессиональной деятельности, к которым готовят или планируют готовить бакалавров и магистров-биотехнологов: - производственно-технологическая деятельность, - проектная деятельность, - научно-исследовательская деятельность, - организационно-управленческая деятельность, административная работа, - педагогическая деятельность, - предпринимательская деятельность, - сфера услуг
Варианты степеней бакалавра: – обычный бакалавр: 3 года; – продвинутый (степень с отличием): 4 года; – подготовка к профессии + «стержневые навыки»: 4 года; – бакалавр с широкой основой; – бакалавр с солидной научной базой или с менее узкоспециализированными программами для последующего последипломного обучения (бакалавр как ступень промежуточного типа) с возможностью нового выбора (мобильности) при обучении в магистратуре (изменение места и сферы дальнейшего образования) при наличии определенной преемственности между бакалаврскими и магистерскими программами.
Варианты степени магистра: - академическая (дальнейшая специализация), - продолжающая или последовательная (магистерская подготовка продолжается сразу же или спустя короткое время после получения квалификация бакалавра и по той же дисциплине), - «конвертированная» (магистерская подготовка осуществляется по другой дисциплине, чем предшествующая бакалаврская), - совместная (программа предоставляется двумя или более вузами с выдачей одного или нескольких дипломов), - магистр в рамках образования в течение всей жизни (используется для обозначения подготовки в рамках второго цикла, осуществляемой отдельно от продолжающей магистерской подготовки), - профессиональная (в бинарных системах для различения степени магистра, присужденной неуниверситетским вузом, и университетской магистерской степени), - магистр-исследователь, - магистр повышенного типа, - высший магистр, - европейский магистр, - международный магистр, - магистр естественных наук
7. Формирование базовых дисциплин, модулей, курсовых единиц. Формирование базового ядра, дисциплин подготовки. Формирование образовательных модулей (базовое ядро). Уровни и типы курсов; Программа обучения – установленная совокупность курсовых единиц или модулей, официально признаваемых для присуждения конкретной степени. Программы: - профессиональные и академические, - исследовательские и неисследовательские, - междисциплинарные и специализированные, - обычные программы и программы повышенной трудности - с широкой подготовкой, - более профессиональные, - более специализированные степени, - подготовка к докторантуре
Специализированные профили магистратуры и возможные модули Промышленная биотехнология и биоинженерия (модули: процессы и аппараты биотехнологии, проектирование биотехнологических производств, пищевая биотехнология, агробиотехнология, фармацевтическая биотехнология, экобиотехнология, биогеотехнология, аквабиотехнология, биоэнергетика, биоресурсы, инженерная энзимология, …) Молекулярная и клеточная биотехнология (модули: генетическая инженерия, белковая инженерия, клеточная инженерия, бионанотехнология, биоинформатика, молекулярный дизайн…) Агробиотехнология (модули: биотехнология в животноводстве, биотехнология в растениеводстве, биотехнология для ветеринарии, генетическая инженерия, клеточная инженерия,…) Медицинская биотехнология (модули: медицинская диагностика, фармакологическая биотехнология, иммунология, клеточная инженерия, биотехнология для ветеринарии, генетическая инженерия, …) Экологическая биотехнология (модули: процессы и аппараты биотехнологии, проектирование биотехнологических производств, экологическая микробиология, биогеотехнология, биоэнергетика, биоресурсы, …)
Проблемы Учитывать уровень сложности модулей Пересечение модулей Сроки обучения Возможность обучения по другим дисциплинам (курсовым единицам, модулям) во время периодов мобильности, стажировок Формы обучения, контроля, оценки (очная, заочная, дистанционная…) Что должен знать (какими компетенциями и уровнями компетенций владеть) студент, обучающийся по программе модуля Модульная структура
- ситуация с существующими учебными планами и образовательными стандартами; - уровни и типы курсов; - формирование базового ядра, дисциплин подготовки; - курсовые единицы, возможные модули по профилям обучения; - оценка результатов, формы обучения и контроля
8. Методы обучения и оценка результатов обучения Как оценивать и как контролировать качество учебного процесса, учебных программ. Перечни учебных заданий. Возможные формы контроля. Формы оценки результата учебы. Какая шкала оценок применяется. Выбор форм оценки, контроля студентов (устный экзамен; письменный экзамен; работы, эквивалентные экзамену и др.). 9. Обеспечение мобильности обучения. Вопросы синхронизации чтения курсов в разных вузах.
Структура изложения материалов учебников и учебных пособий - Профиль обучения, образовательная программа - Для какого квалификационного уровня предназначены - Для каких курсов, модулей предназначены - Какие результаты обучения, формируемые компетенции - Оценочные кредиты - Формы оценки и контроля - … Формируемая компетенция Текст (содержательная часть) Формы оценки и контроля, примеры заданий Вводная часть Структура содержания (изложения) материала
РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ECTS Байденко. Книга 4 С ECTS – РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ Байденко. Книга «Между Лондоном и Левеном» c , О РОЛИ КРЕДИТОВ Байденко. Книга 6 с РУКОВОДСТВО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ Байденко. Книга 4 С ОПИСАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ Книга 4 С АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ Байденко. Книга 6 С АНКЕТЫ ПО ВОПРОСАМ ТРУДОУСТРАИВАЕМОСТИ И СВЯЗЬЮ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ (Опрос выпускников 2001 г.) Байденко. Книга «Приложение 1». С
10. Информирование о проекте и его результатах. Первая версия сайта.