1.4. Пути усвоения нормы. Система норм Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Языковой паспорт говорящего.. Понятие о языковом паспорте Языковой паспорт говорящего – это то впечатление, которое он создаёт о себе своей речью.
Advertisements

Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?. Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться?. Для чего вообще знать это? Может, стоит.
Отклик на эмоции близких людей и друзей Сопереживание персонажам сказок Эмоциональное реагирование на мир природы Представление об эмоциональных состояниях.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
«Ф ОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА » Выполнила Жиркова Л.Ю., учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа 3 г.Аткарска г.Аткарска 2010 год.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает.
Чтение – вот лучшее учение Родительское собрание для первых классов Бабикова Е.Е.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Формирование коммуникативной культуры личности через организацию коллективного творчества на уроках изобразительного искусства.
Компетенции выпускника (взгляд родителей) Компетенции выпускника (взгляд учеников) Социальный заказ умение общаться и грамотно строить беседу, слушая.
ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК Карнаух Наталья Леонидовна, доцент кафедры социально- гуманитарных дисциплин, к.п.н.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Гигиенические правила письма Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на.
Проблемы культуры речи подростков Будько Снежана, 9 класс МБОУ- Новошарапская СОШ.
ТЕМА: Речевая деятельность. Формы и виды речевой деятельности.
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования Методсовет г.
Пробудить интерес к книге, способствовать формированию позитивного общественного мнения в защиту книги. Воспитание ребенка, способствующее тому, чтобы.
Что такое речь. Речь Речь - это язык в действии, когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
Домашнее задание к занятию 3 по теме: «Приемы компрессии текста».
Транксрипт:

1.4. Пути усвоения нормы. Система норм Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент

1.4. Пути усвоения нормы Кто и на основании чего делает выбор из предлагаемых языком вариантов? Как усваиваются речевые нормы?

1.4. Факторы влияющие на речевую культуру Школьные уроки Самоконтроль Общение в семье и с людьми, образцово владеющими литературной речью. Подражание образцам Чтение и пересказ прочитанного Знание других языков Умение наблюдать за речью других, пользоваться словарями и справочниками

1.4. Факторы влияющие на речевую культуру «… Следует быть на «Вы» с языком, помнить о том, что слово обнаруживает нашу сущность, открывает нас другим людям как ничто иное. Мы внимательно смотримся в зеркало перед тем, как выйти из дому. Как говорится, по внешности встречают… Но почему-то никто не думает о том, какое впечатление производит его слово, а слово производит большее впечатление, чем внешность человеа. Нужно быть внимательным к словам, которые мы произносим.» Митрополит Кирилл

1.4. Факторы влияющие на речевую культуру Может ли существовать в современном обществе только одна общепринятая норма (поведения, речи) ?

Система норм (динамический характер нормы) Что влияет на характер общения?

Число участников Факторы речи: подготовленность- неподготовленность речи, непосредственный характер общения – опосредованность, письменная - устная форма, монологический-диалогический вид общения, пол и возраст говорящего и его аудитории и др.

Система норм (динамический характер нормы) Нормы какой социальной группы следует считать самыми правильными?

Система норм (динамический характер нормы) Любая система должна обладать разнообразием, только тогда она развивается. Единообразие же ведет к вырождению (из теории систем).

Система норм (динамический характер нормы) Все так называемое лишнее в языке есть лишь огромный разброс его вариативных резервов. У работающей системы всегда имеется множество вариантов, а соединяющее нас языковое пространство – пространство открытое. Оно может разрастаться, а может сжиматься до единственной нормы или стандарта (Ю.М. Лотман)

Система норм (динамический характер нормы) Ю.М. Лотман: Родной язык предполагает резерв возможных неправильностей, вариантов, - потому что он живой, он изменяется и развивается. Обращение к этому резерву включает в действие такой сложный, мучительный процесс, как любовь.

Система норм (динамический характер нормы) Великий Пушкин писал: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Но без любви к слову, к языку, на котором говоришь, речь с «грамматической ошибкой» останется всего лишь безграмотной речью малокультурного человека (Ю.М. Лотман)

Система норм (динамический характер нормы)