Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО 2010 г. В сокращении
Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования
Компетенция - это право на деятельность («круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица» - см. «Толковый словарь русского языка»), сфера деятельности («область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» - там же)
Компетентность - это «обладание компетенцией» (см. «Толковый словарь…»), то есть способность к деятельности в той или иной сфере
Компетенция и Компетентность «компетенция» - абстрактное понятие «компетентность» - свойство конкретной личности, мера обладания теми или иными способностями или качествами относительно некоего идеала – «компетенции»
Компетентность Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности /стандарты нового поколения/
Свойства компетенций Это общеучебные умения и способности, они многофункциональны, надпредметны, формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, окружающих обстоятельств и т.д.
Классификация А.В.Хуторского Ключевые Общепредметные - «относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей … и обнаруживаются в личностно значимой деятельности (предметно-информационной, деятельностно - коммуникативной, ценностно- ориентационной)», Предметные «имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов».
Ключевые компетенции Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях
Совет Европы: 5 ключевых компетенций (компетентностей) политическая и социальная компетенция (ответственность); межкультурная компетенция – способность жить в поликультурном мире; коммуникативная компетенция (владение устной и письменной речью, компьютерной грамотностью, ориентация в сети Интернет); социально-информационная компетенция (критическое отношение к информации); профессиональная компетенция (готовность к постоянному повышению своего профессионального уровня).
Свойства ключевых компетентностей позволяют решать сложные – неалгоритмические - задачи; полифункциональны (позволяют решать разные задачи); надпредметны (переносимы на разные области деятельности); интегративны (требуют включения как интеллектуальных, так и эмоциональных качеств и навыков);
Уровни ключевых компетентностей минимальный (элементарный) продвинутый высокий (глубокий)
Компетентности Универсальные учебные действия /общеучебные умения/
Универсальные учебные действия Совокупность способов действия учащегося (навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сформированность УУД означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Сформированность УУД полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: 1)познавательные и учебные мотивы; 2)учебная цель; 3)учебная задача; 4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала); 5)контроль и оценка.
Основные виды УУД 1)личностные; 2)Регулятивные /рефлективные/ (включающие также действия саморегуляции); 3)познавательные; 4)коммуникативные.
1 Структура УУД (общеучебных умений) по Г.К.Селевко умение целеполагания: мотивация, постановка целей, осознание учебных задач; умение планировать свое учение: планирование самостоятельной работы на уроке и дома, выбор рационального и оптимального пути выполнения работы; умение организовать свою учебную деятельность (организация рабочего места в классе и дома, режим работы);
2 Структура УУД (общеучебных умений) по Г.К.Селевко умение воспринимать информацию, работать с источниками информации: чтение, работа с книгой, библиографи- ческий поиск, слушание речи, конспектирование, внимательное восприятие информации, управление своим вниманием, наблюдение, запоминание, работа с техническими источниками информации, компьютером;
3 Структура УУД (общеучебных умений) по Г.К.Селевко умения и навыки мыслительной деятельности: осмысление учебного материала; выделение главного; запоминание; построение рассказа, ответа, речи; аргументирование; написание сочинений; решение задач, проблем; умения оценивать и осмысливать результаты своей деятельности: самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности, анализ результатов, рефлексия.