ОАО «ГАЗПРОМ» О перспективах освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока Докладывает: Заместитель начальника Департамента перспективного развития, науки и экологии развития, науки и экологии д.э.н. А.М. Мастепанов
2 В настоящее время природный газ – экологически самое чистое топливо. В условиях, когда в мире предложение энергоресурсов превышает их спрос, при формировании и реализации своей энергетической политики многие государства исходят прежде всего из соблюдения экологических требований и норм. Роль природного газа особенно велика будет для быстро развивающихся энергетических рынков.
3 В XXI веке Азиатский регион станет крупнейшим потребителем газа. Здесь возникнут новые «полюса» или «центры» экономического роста (Китай, страны Юго- Восточной и Северо-Восточной Азии и др.), притягивающие энергоресурсы как из сопредельных так и весьма отдаленных регионов, поскольку собственные запасы энергоресурсов в регионе относительно невелики. Одним из надежных источников газа для стран Северо-Восточной Азии может стать Россия.
4 В системе приоритетов долгосрочной энергетической политики России особое место занимает Восточное (азиатско- тихоокеанское направление). Важнейшую роль здесь могут сыграть проекты, предусматривающие разработку газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока и доставку газа потребителям региона.
Укрепление экономического потенциала восточных регионов России, решение социальных проблем на основе принципиального улучшения энергоснабжения.Укрепление экономического потенциала восточных регионов России, решение социальных проблем на основе принципиального улучшения энергоснабжения. Надежное поддержание баланса добычи и потребления газа в целом по России.Надежное поддержание баланса добычи и потребления газа в целом по России. Надежное функционирование важнейшей федеральной инфраструктурной системы – Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России.Надежное функционирование важнейшей федеральной инфраструктурной системы – Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. Обеспечение системной надежности поставок газа в страны АТР по будущим межправительственным обязательствам РФ.Обеспечение системной надежности поставок газа в страны АТР по будущим межправительственным обязательствам РФ. Цели и задачи развития газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока 5
ОАО «Газпром» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 г. 975 – р разрабатывает Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.ОАО «Газпром» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 г. 975 – р разрабатывает Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Согласно этому распоряжению на ОАО «Газпром» возложены функции координатора деятельности по реализации Программы.Согласно этому распоряжению на ОАО «Газпром» возложены функции координатора деятельности по реализации Программы. На заседании Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. проект Программы принят за основу.На заседании Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. проект Программы принят за основу. 6
Основные принципы Программы приоритетность газоснабжения российских потребителей,приоритетность газоснабжения российских потребителей, необходимость расширения Единой системы газоснабжения России на восток,необходимость расширения Единой системы газоснабжения России на восток, необходимость реализации единой экспортной политики на базе одного экспортера газа,необходимость реализации единой экспортной политики на базе одного экспортера газа, необходимость формирования рынка природного газа на базе цен, складывающихся с учетом спроса и предложения в условиях конкуренции с альтернативными видами топливанеобходимость формирования рынка природного газа на базе цен, складывающихся с учетом спроса и предложения в условиях конкуренции с альтернативными видами топлива 7
8 Направления доработки Программы Изучение возможности совместного прохождения трасс нефте и газопроводов;Изучение возможности совместного прохождения трасс нефте и газопроводов; Изучение экологических вопросов;Изучение экологических вопросов; Проблема гелия;Проблема гелия; Уточнение стоимости добычи и транспортировки газа;Уточнение стоимости добычи и транспортировки газа; Дополнительные исследования внутреннего и зарубежного рынков.Дополнительные исследования внутреннего и зарубежного рынков.
Всего 38,1 трлн. куб. м. Структура начальных суммарных ресурсов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока 9
В качестве базовых рассматриваются следующие месторождения: 1. Ковыктинское ГКМ - Иркутская область; 2. Чаяндинское НГКМ - Республика Саха (Якутия); 3. Собинско-Пайгинское и Юрубчено-Тохомское НГКМ - Красноярский край; НГКМ - Красноярский край; 4. Месторождения углеводородов морского шельфа острова Сахалин. острова Сахалин. 10
11 Прогнозный спрос на газ в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах до 2020 г. млрд.куб. м млрд.куб. м ВСЕГО7,38,225,033,039,5 Восточно-Сибирский район 3,74,012,015,017,0 Дальневосточный район 3,64,213,018,322,5
12 Прогноз потребления газа в странах северо - восточной Азии (Китай, Япония, Корея)
13 Прогноз добычи газа в странах северо - восточной Азии (Китай, Япония, Корея)
14 Прогноз импорта газа в странах северо - восточной Азии (Китай, Япония, Корея)
15 Общая схема транспорта потоков газа к середине XXI века
16 Центральная магистраль перспективной схемы газоснабжения
17 Реализация крупномасштабных газовых проектов на территории Востока России может в значительной степени способствовать укреплению энергетической безопасности Северо- Восточной Азии. Однако инвестиции в эти проекты весьма велики. Велики и риски, которые будут нести инвесторы. В целях снижения рисков и затрат по проектам необходима разработка комплексной программы (единой энергетической стратегии) развития региона СВА, предусматривающей экономическую интеграцию стран потребителей и производителей энергоресурсов.
18 Потребность в инвестициях для реализации Программы на период до 2020 г. составит млрд. долл. США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1.Территории Сибири и Дальнего Востока располагают к реализации десятков самых различных международных проектов в области энергетики, в том числе и в области газовой промышленности. 2. Имеются благоприятные предпосылки для крупномасштабного развития газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (наличие запасов газа и платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках). 19
20 3. Создание в регионе единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения обеспечит: подъем промышленного производства на Востоке России;подъем промышленного производства на Востоке России; улучшение социально-экономической и экологической ситуации;улучшение социально-экономической и экологической ситуации; расширение единой системы газоснабжения России и повышение её надежности;расширение единой системы газоснабжения России и повышение её надежности; создание дополнительных возможностей для надежного экспорта газа в страны АТР.создание дополнительных возможностей для надежного экспорта газа в страны АТР.
21 4. И для зарубежных партнеров, и для России необходимо четкое видение всей перспективы развития региона СВА на многие и многие годы вперед, чтобы каждый проект нашел свою «экономическую нишу», оптимально вписался в существующую и перспективную схему производительных сил как Востока России и сопредельных районов зарубежных стран.
22 5. Масштабность решаемых задач и их долгосрочный характер определяют необходимость усиления взаимодействия с сопредельными странами в части: согласования перспективных объемов спроса и предложения на энергоресурсы для заблаговременного планирования источников поставок газа, подготовки рынка и создания организационных условий для реализации конкретных проектов;согласования перспективных объемов спроса и предложения на энергоресурсы для заблаговременного планирования источников поставок газа, подготовки рынка и создания организационных условий для реализации конкретных проектов; организации взаимодействия в области финансирования инфраструктурных проектов.организации взаимодействия в области финансирования инфраструктурных проектов.
23 6. Целесообразно объединить научные силы заинтересованных государств для разработки под эгидой правительств совместного исследования перспектив развития энергетики и энергопотребления в масштабе всей Северо - Восточной Азии, для выработки своеобразной концепции будущего энергетического развития этого субрегиона.