«Моя педагогическая концепция» Участник районного конкурса «Учитель года 2012»: учитель начальных классов МОУ Гимназия г.Навашино Клусова Лариса Владимировна
Цель моей деятельности Развитие личности широко образованного, высоконравственного, глубоко мыслящего человека, способного к сотрудничеству и прогнозированию своих поступков
Задачи моей деятельности Развитие способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого Формирование у учащихся умения производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку своей деятельности Воспитание высоконравственного человека Формирование мотивов обучения. Научить детей учиться
В связи с модернизацией образования в процессе развития личности ребёнка в современных условиях особую роль играет сотрудничество взрослых и детей, которое может быть рассмотрено как особая форма организации учебно-воспитательного процесса, предполагающая обязательную активность и взаимодействие обеих сторон.
Идеи педагогики сотрудничества – мои идеи отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; самоанализ; свободный выбор; интеллектуальный фон класса; идея опережения; личностный подход к воспитанию; сотрудничество учителей; сотрудничество с родителями
Хорошее слово учителя - один из главных инструментов для создания доброжелательного климата на уроке и для создания в классе развивающей среды. Я стараюсь создать ученику как можно более комфортные условия для добывания и усвоения информации Главным мерилом хорошего или дурного обучения я считаю одно: интерес детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошо; скучно им, тягостно, «тусклые, без цвета, глаза» – плохо.
Типы взаимодействия В ходе своей работы я имею дело со всеми возможными типами взаимодействия учащихся при работе в классе: индивидуальная работа, соперничество и, главное, сотрудничество. Каждый из этих типов взаимодействия всегда присутствует в нашей жизни, и все они могут и должны использоваться в учебном процессе с равными правами.
Работа в группах Групповая работа в классе обладает многими преимуществами по сравнению с фронтальной. Одна из главных отличительных черт групповой работы состоит в том, что учащиеся действуют вместе, общаются друг с другом, а не только с учителем
Основы сотрудничества в группах (вырабатываются коллективно в классе) а) каждый должен слушать своих товарищей, б) каждый должен принимать участие в работе, в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна, г) каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят. Активирует работу в группах манипуляции с фишками
Чем работа в группах отличается от традиционного урока: все активны, работают над заданием, обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают друг другу вопросы ("Почему так думаешь..."), учатся помогать друг другу ("А как ты это понимаешь..."), одаренные дети могут раскрыть свои способности без привлечения внимания целого класса. Дети охотно учатся у своих товарищей, дети более свободно держатся во время работы в группах. Ученик, которого обычно в классе не замечают, имеет возможность продемонстрировать свои знания, он не боится унижения.
Основные принципы моей педагогической деятельности. 1.Отношение с учениками. Отношение к ученику. Личностный подход. Гуманное отношение любовь к детям, заинтересованность в их судьбе оптимистическая вера в ребенка терпимость к детским недостаткам право ребенка на свободный выбор право на ошибку право на собственную точку зрения Запрещается. Ø задевать личность ребенка; Ø унижать его; Ø оскорблять ребенка подозрением в неспособности; Ø противопоставлять детей в классе
Основные принципы моей педагогической деятельности. 2. Обучение При обучении учитывать уровень подготовки, способности, индивидуальные особенности ученика. Учить на уроке. Не перекладывать на плечи родителей трудности. Использовать эффективные методы обучения На уроке должны говорить дети. Чем меньше говорит учитель, тем выше качество урока Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету Урок - коллективный труд ученика и учителя, ответственность за качество знаний несет учитель. «Если бы в классе учился мой сын или внук, я не могла бы дать ему больше, чем даю каждому ученику»
Основные принципы моей педагогической деятельности. 3.Оценивание. Ученик имеет право на ошибку. Ошибка ученика – это повод для размышления учителя. Оценивать отметкой только знания ученика. Не спешить оценивать ребенка двойкой или тройкой. Дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться. Быть терпеливым в ожидании результатов. Верить в детей Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания…
Детей, обучающихся в моем классе, можно описать так: они умеют и любят думать; обладают дидактическими способностями: многие могут объяснить материал другому; они обладают организаторскими и коммуникативными способностями; они в той или иной степени ориентированы на людей; они способны к творчеству; они обладают чувством социальной ответственности.